Top.Mail.Ru

Утвержден новый кассовый порядок

С нового года начало действовать Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации. Документ в значительной степени поменял предшествующий порядок, добавив новые обязанности и отменив старые. В статье рассмотрены новые лимиты кассы, рассказано о том, что делать с «наличкой», кто отвечает за кассовые документы, как ведутся кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств, другие кассовые документы.

1 января 2012 года вступило в силу Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П, далее – Положение). Оно заменило собой прежний порядок, действовавший с 1993 года. Документ затрагивает большой круг вопросов соблюдения кассовой дисциплины. Он неизбежно отразится на работе всех компаний. Положение повышает роль руководителя компании в соблюдении кассовой дисциплины. Помимо этого, Центральный банк вспомнил, что у компании могут быть обособленные подразделения. Разберемся, к каким новшествам следует приготовиться и в какой мере они облегчат работу компании.

Право определять порядок ведения кассовых операций принадлежит только Банку России (ст. 34 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Принимая Положение, он преследовал четкую цель – установить правила работы с наличностью – банкнотами и монетами.

Кассовая дисциплина – для всех

Одно из принципиальных положений документа заключается в том, что все юридические лица и предприниматели обязаны соблюдать правила ведения кассовых операций в работе с наличными деньгами. Понятие «кассовая операция» подразумевает:

  • прием наличности;
  • пересчет;
  • регистрацию в памяти кассовой машины;
  • выдачу наличности;
  • оформление кассовых документов (приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств, расчетно-платежная ведомость, платежная ведомость).

В Положении особо отмечено (п. 1.1), что оно распространяется на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет, и в том числе применяющих упрощенную систему налогообложения. Напомним, что НК РФ (п. 4 ст. 346.11) обязывает компании на «упрощенке» руководствоваться установленным порядком ведения кассовых операций.

Компании, применяющие ЕНВД, тоже обязаны соблюдать установленный порядок ведения расчетных и кассовых операций (в наличной и безналичной формах). На это прямо указывает п. 5 ст. 346.26 НК РФ.

Лимит кассы

Первое, что нужно предпринять для правильного ведения кассовых операций, – установить максимально допустимую сумму наличности, которая может храниться в кассе (п. 1.2 Положения). Это так называемый лимит остатка кассы, или просто лимит кассы. Сообразно ему в кассовой книге на конец каждого рабочего дня нужно выводить остаток наличности, который образовался по факту.

Установление лимита кассы компания оформляет отдельным организационно-распорядительным документом (приказ, распоряжение). Порядок хранения данного документа тоже определяется этим актом. Если лимит не установить, то он автоматически равен нулю. То есть к концу рабочего дня возможности иметь в кассе наличность не будет.

Важно, что лимит кассы компания теперь определяет сама, без какого-либо согласования с обслуживающим банком. Уведомлять банк тоже, скорее всего, не потребуется.

Если у компании есть обособленные подразделения (филиалы, представительства и пр.) с открытыми счетами в банке, то лимит кассы по каждому подразделению нужно установить отдельный. При этом правила определения лимита одинаковы для головного офиса и таких обособленных подразделений (п. 1.2 Положения) (см. формулы ниже). Если есть подразделения, которым не открыт отдельный счет в банке, лимит остатка кассы компания определяет по головному офису и обязательно с учетом факта существования таких подразделений (п. 1.3 Положения).

Наличие либо отсутствие кассового аппарата не влияет на необходимость установить лимит кассы. Важно, что его компания определяет не наобум, а согласно специальному порядку, который приведен в приложении к Положению.

Лимит кассы по поступлениям

При определении лимита кассы компания берет за основу объем поступлений наличных денег за проданные товары (работы, услуги). Если же организация только приступает к ведению деятельности, за основу берется ожидаемый объем поступлений.

Формула расчета лимита кассы выглядит следующим образом:

L = V/P × Nc,

где:

L – лимит остатка наличных денег (руб.);

V – поступление наличных денег за проданные товары (работы, услуги) за расчетный период (руб.) с учетом обособленных подразделений, которым не открыт счет в банке;

Р – расчетный период (раб. дни). Компания определяет его с учетом особенностей своего бизнеса, но не более 92 рабочих дней. При этом можно учитывать:

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

7 ошибок налоговиков, которые помогут оспорить результаты проверки

Проанализируем основные ошибки налоговиков, которые могут стать основанием для отмены решения по результатам проверки. В частности, когда компании не сообщили о рассмотрении материалов проверки; когда инспекция допустила нарушения при подписании акта проверки; когда документы по проверке получило неуполномоченное лицо; когда итоговое решение подписал не тот, кто рассматривал материалы проверки, и пр.

Кто ответит за долги компании, если она платить не в состоянии

По общему правилу учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица. Поэтому они нередко и не подозревают, что за взысканием долгов налоговые органы (иные кредиторы) могут прийти лично к ним и обратить взыскание на их личное имущество. Изучим судебную практику и свежие поправки в законодательство о банкротстве, о субсидиарной ответственности контролирующих организацию лиц.

Отсутствие в требовании конкретного перечня документов не освободит от штрафа

В последних определениях Верховного Суда РФ видна тенденция арбитров к ужесточению позиции в пользу налоговых органов. Отсутствие указания на конкретное количество и конкретные реквизиты документов не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности. Выставляя требование о предоставлении документов, налоговики обычно не могут знать точные реквизиты нужных документов и их количество. В то же время они должны сформулировать требование таким образом, чтобы из него было понятно, какие документы надо предоставить.

Досудебное урегулирование споров с налоговыми органами

До обращения в суд налогоплательщик обязан пройти досудебный порядок в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговой инспекции, а также их ненормативных актов. В данной процедуре есть несомненные плюсы. Проанализируем, какие инструменты защиты могут и должны использовать организация / предприниматель для защиты своих прав, а также дадим рекомендации, на что следует сделать упор, пытаясь отстоять нарушенное право.

Верховный Суд РФ об исковой давности

Проанализируем постановление Пленума ВС РФ, в котором освещаются вопросы о начале течения срока исковой давности и порядке его применения. Рассмотрим положения о восстановлении, приостановлении и перерыве срока, а также ситуации, когда о применении исковой давности заявляет только один из соответчиков или третье лицо.

Основные особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений

Казенные учреждения, находящиеся в государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, являются совершенно новым типом юридического лица, ранее в Российской Федерации не существовавшим. Правовой статус казенных учреждений, их полномочия, правомочность и правоспособность требуют отдельного рассмотрения, так как это связано с тем, что казенное учреждение сочетает черты как федерального государственного (муниципального) учреждения, так и территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти. В настоящее время происходит процесс формирования казенных учреждений, а переходный период для них продлится весь 2011 год.

Практика камеральных проверок получения налоговых вычетов физическими лицами

Наиболее сложным для гражданина вопросом, связанным с получением налогового вычета, является прохождение камеральной проверки в налоговой инспекции. Ведь при ее проведении налогоплательщику необходимо выполнить ряд обязательных процедур, от правильности и точности выполнения которых зависит принятие положительного решения о предоставлении налогового вычета. В статье рассматриваются требования, которые могут быть предъявлены к налогоплательщику – физическому лицу в ходе проверки. Анализируются практические ситуации, которые могут ­возникнуть. Предлагаются варианты поведения в затруднительных ситуациях.

Особенности автономных государственных (муниципальных) учреждений

Изменившийся с 01.01.2011 статус автономных государственных (муниципальных) учреждений вызывает ряд вопросов, связанных с их статусом и ведением финансово-хозяйственной деятельности. Каковы взаимоотношения автономных учреждений с собственниками (учредителями)? Какова система управления ими и их финансово-хозяйственной деятельностью? Каковы особенности их налогообложения?