Организация корпоративных коммуникаций поможет решить множество важных вопросов: заслужить лояльность и уважение сотрудников, повысить эффективность работы предприятия, отметить слабые и рисковые места. Однако практика показывает, что при развитии коммуникаций многие предприятия наступают на одни и те же грабли, допуская похожие ошибки. Как их избежать и повысить эффективность коммуникаций, нашему журналу рассказала Ирина Баранова, директор по персоналу ООО «Крахмальный завод Гулькевичский».
О корпоративных коммуникациях наш журнал поговорил с директором по персоналу ООО «Крахмальный завод Гулькевичский» Ириной Барановой. Она рассказала о сложностях внедрения коммуникаций внутри компании, о том, как добиться их эффективности, почему выпуск собственной газеты лучше поручить подрядчикам, а не делать это самим, а также о других результативных методиках развития корпоративных коммуникаций.
Интервью
Ирина Баранова, директор по персоналу ООО «Крахмальный завод Гулькевичский»
Баранова Ирина ВладимировнаДиректор по персоналу ООО «Крахмальный завод «Гулькевичский»
Родилась в 1977 году в г. Ташкенте. Замужем, дочери 10 лет.
Окончила Адыгейский государственный университет. По образованию филолог, преподаватель русского языка и литературы. С 2005 года работает в службах персонала региональных компаний. С 2006 по 2007 год являлась начальником отдела кадров ОАО «Главновосибирскстрой» – крупнейшего предприятия строительного комплекса Сибири.
С 2007 по 2008 год работала начальником отдела развития персонала группы компаний «Югптицепром».
С 2008 года по настоящее время является директором по персоналу ООО «Крахмальный завод «Гулькевичский». Направления деятельности предприятия – переработка кукурузы и производство крахмала, патоки, глютена, кормов. По объемам производства – второе предприятие в отрасли в РФ.
«Топ-менеджеры стали понимать, что диалог с работниками – залог успеха бизнеса»
– В последнее время одним из популярных HR-трендов, обсуждаемых на всевозможных форумах и конференциях, является развитие системы внутренних коммуникаций в компании. Как Вы считаете, насколько необходимы корпоративные коммуникации?
– Действительно, это новое для России направление, в котором мы пока существенно отстаем от западных компаний: нет подготовленных кадров, четкого понимания того, что это такое и для чего необходимо. Как десять лет назад кадровики учились быть HR-специалистами, так и сейчас последние учатся внутренним коммуникациям.
Современный топ-менеджмент готов к изменениям и признает, что корпоративные коммуникации необходимы компании любого уровня, а конструктивный диалог с работниками – залог успеха бизнеса. Без осознания работниками чувства причастности общему делу, понимания будущего, лояльности и мотивации на работу в команде развитие просто невозможно.
– Ирина, давайте для начала определимся, на что влияют внутрикорпоративные коммуникации.
– Грамотно выстроенная система внутренних коммуникаций решает множество важных для бизнеса задач. Во-первых, она предоставляет объективную информацию о развитии и перспективах компании, достоверные сведения о всевозможных изменениях в структуре предприятия, кадровом составе, методах управления, системе оплаты труда и мотивации. Во-вторых, дает возможность управлять информированностью персонала, позволяет создавать благоприятный имидж руководства в глазах сотрудников. В-третьих, формирует «образ будущего» в сознании работников, укрепляет положительный имидж предприятия, HR-бренда. В-четвертых, позволяет развивать адекватную корпоративную культуру, поддерживает ценности и традиции коллектива, мотивирует сотрудников на профессиональные достижения. Ну и напоследок отмечу еще одну довольно существенную задачу – управление лояльностью своих работников.
«Горизонтальные коммуникации результативнее вертикальных»
– Положительные моменты, что называется, налицо. Но многие HR жалуются, что при развитии корпоративных коммуникаций сталкиваются с трудностями. В связи с чем это происходит?
– Проблема внутрикорпоративных коммуникаций – в российском менталитете, в тяге к неформальным коммуникациям – в курилке, за обедом, по дороге на работу и прочее. Проблема в том, что нет подготовленных специалистов. Ну и зачастую в том, что все внутренние коммуникации порой превращаются в некое подобие «агиток», не содержат достоверной информации, им не доверяют и игнорируют.
– Тогда возникает вопрос, как избежать этих проблем? Можно ли добиться эффективности коммуникаций?
– Говоря об эффективности коммуникаций, следует отметить, что их результативность зависит от того, как идет коммуникативный поток. По данным исследований, вертикальные коммуникации – как восходящие, так и нисходящие – нерезультативны. Известно, что при вертикальных коммуникациях – сверху вниз – мастер, например, выносит из кабинета директора тридцать процентов информации, начальник цеха – сорок процентов. Коммуникации снизу вверх еще менее результативны. Представьте, до руководства доходит лишь десять процентов информации! Поэтому хочу обратить внимание, что один из действительных минусов существующих коммуникаций – это многолетняя традиция однонаправленных коммуникаций сверху...