Тот факт, что прокуратура имеет право проверять соблюдение в компании трудового законодательства, известен многим. Но далеко не все знают, в каких случаях и за что к ответственности может быть привлечена организация, а за что – ее должностное лицо; когда сотрудники прокуратуры должны сообщить о предстоящей проверке, а когда могут нагрянуть без предупреждения. Об этом и о многом другом мы поговорили с прокурором Карымского района Забайкальского края, советником юстиции Денисом Курочкиным.
О том, какую роль в проверках соблюдения трудового законодательства играет прокуратура, мы побеседовали с прокурором Карымского района Забайкальского края, советником юстиции Денисом Курочкиным. Он рассказал, в каком случае за нарушения штрафуется организация, а в каком – ее должностное лицо; по каким основаниям жалобы работников признаются необоснованными, а также почему руководители больше опасаются административной ответственности, а не уголовной.
«Очень важно, что работники могут обратиться к нам не только на личном приеме, но и анонимно»
– Денис Борисович, исходя из Вашей практики, какие нарушения трудового законодательства работодатели допускают чаще всего?
– Анализ обращений, поступивших в прокуратуру в истекшем году, позволяет констатировать, что основными нарушениями прав работников являются невыплата заработной платы; неправомерное увольнение, нарушение процедуры оформления пособия по уходу за ребенком.
– Кто чаще нарушает? Можете выделить определенные отрасли или предприятия?
– Традиционно в списке нарушителей доминируют органы местного самоуправления. Как правило, это администрации городских и сельских поселений, школы, больницы. Чаще стали обращаться работники индивидуальных предпринимателей.
– Как думаете, с чем это связано? Работники становятся более «подкованными» в юридических вопросах?
– Мы связываем это с активизацией просветительской работы, которую сотрудники прокуратуры проводят на страницах СМИ, а также через Интернет. К примеру, наша прокуратура стала одной из первых, где появился свой официальный сайт с интернет-приемной. Очень важно, что люди могут обратиться к нам не только при личном приеме, но и анонимно, что порой вполне понятно и объяснимо.
– То есть анонимные сообщения Вы тоже рассматриваете?
– Да, при этом мы очень внимательно к ним относимся. Ведь всем понятно, что далеко не каждый работник может осмелиться на подачу жалобы в надзирающие органы, так как существует угроза репрессий со стороны начальства. Тем не менее мы стараемся сделать все, чтобы обезопасить заявителя от такого давления, а также проследить за его дальнейшей судьбой. В некоторых случаях приходится использовать личный авторитет.
– Этим прокуратура отличается от трудовых инспекций. На многочисленных пресс-конференциях руководство трудовых инспекций заявляет, что анонимные жалобы они во внимание не берут, поскольку информация, изложенная в них, часто бывает ложной. А имена заявителей проверяющим Вы озвучиваете?
– Порядка засекречивания заявителей у нас нет. Кроме того, каждый проверяемый по жалобе вправе по окончании проверки ознакомиться со всеми материалами. Непредставление ему сведений о заявителе или укрытие заявления будет являться нарушением закона и его прав. Другой вопрос, что можно просто зайти к прокурору и, не открывая своего имени или попросив его об этом, указать на факты нарушения законности.
Что касается анонимности, то в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ. – Прим. ред.), если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Это значит, что у прокурора или иного должностного лица, рассматривающего жалобу, нет обязанности искать автора письма. Вместе с тем, это не освобождает нас от обязанности проводить проверки. Тем более, если в этом обращении излагаются серьезные вопросы. Оставить его без рассмотрения – значит поступить вопреки интересам службы. Кстати, помимо указанного закона существует наш ведомственный акт – приказ Генерального прокурора РФ, регламентирующий порядок рассмотрения обращений граждан («Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации», утвержденная приказом Генерального прокурора России от 17.12.2007 № 200. – Прим. ред.). С его содержанием может ознакомиться каждый, он есть в открытом доступе.
«Поводом для проверки может стать даже сообщение в Интернете»
– Инициируете ли Вы сами проверки по соблюдению трудового законодательства в организациях? В каких случаях это может произойти?
– Безусловно, такие проверки проводятся нами и по собственной инициативе. Мы работаем не только «по сигналам», но и сами выискиваем такие нарушения. Мы постоянно отслеживаем ситуацию на рынке труда на предмет задержки в выплате заработной платы через органы статистики, службу судебных приставов, общаясь с гражданами, представителями общественности.
Так было и в прошлом году, когда в беседе с одним из депутатов районного совета мы узнали, что его жена-педагог в течение нескольких месяцев не может получить возмещение по командировочным расходам. Мы провели проверку, оказалось, что комитет по финансам районной администрации, желая иметь свободные денежные средства, задолжал «командировочные» почти семидесяти педагогам!
А что такое эти расходы? Это средства, затраченные работником, как правило, во время профессиональной переподготовки, из своего кармана на проживание в другом городе. Соответственно, у начальника появился специалист, выученный за счет собственных средств. При этом работодателей мало интересует, что педагоги, а чаще всего это женщины, на месяц или несколько недель были вынуждены отрывать от своей семьи и детей и без того скромные средства.
По результатам проверки нами в отношении всех без исключения работников в суд были направлены заявления о выдаче судебных приказов о взыскании имеющейся задолженности. В кратчайшие сроки суд вынес судебные приказы, служба судебных приставов их оперативно исполнила.
– На негативные публикации о работодателях в прессе или Интернете внимание обращаете?
– Конечно. Поводом для проверок по собственной инициативе как раз и может стать анализ состояния законности, основанный в том числе и на информации, опубликованной в печати, на интернет-сайтах, даже в блогах. В этой связи на постоянной основе нами проводится мониторинг местной прессы и интернет-ресурсов.
Если вернуться к нарушителям, то примерно четверть поверок нами проводится по целевым заданиям вышестоящих прокуратур. Зачастую это касается организаций, находящихся в процедуре банкротства, бюджетных учреждений, предприятий, занятых в сфере ЖКХ. Именно там, как показывает практика, кроется большинство нарушений. Единственное условие, которое я ставлю перед своими подчиненными при...