Top.Mail.Ru
Автор проанализировала нормы о продолжительности рабочего времени и их фиксации в кадровых документах. Например, каким категориям работников полагается установить сокращенную продолжительность рабочего времени или кто имеет право на установление неполного рабочего дня или недели, а также какие документы следует оформить и что в них предусмотреть.

Какая продолжительность рабочего времени является нормальной и где она должна быть закреплена? Кому работодатель обязан установить сокращенную продолжительность времени труда? Чем она отличается от неполного рабочего времени? Как оплачивается? Автор поможет разобраться в этих вопросах и приведет примеры оптимальных формулировок, образцы готовых документов, которыми вы сможете воспользоваться.

Рабочее время может иметь разную продолжительность и, как правило, делится на три вида:

  • нормальная продолжительность рабочего времени;
  • сокращенная продолжительность рабочего времени;
  • неполное рабочее время.

Как определить, какому работнику какой конкретно вид рабочего времени установить? И как при этом невзначай не нарушить закон? На практике в этом несложно разобраться, надо лишь знать базовые положения Трудового кодекса РФ, ряда иных профильных нормативных правовых актов и правильно составлять документы. Объясним все подробно и с примерами.

Нормальная продолжительность рабочего времени

В части второй ст. 91 ТК РФ сказано: «Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю». Итак, ТК РФ ограничивает продолжительность рабочего времени сорока часами в неделю. Обратите внимание на формулировку «не может превышать». Она означает, что организация, руководствуясь ТК РФ, должна сама установить, какая продолжительность рабочего времени для нее будет считаться нормальной, не превышая при этом максимум в 40 часов.

Подобное же ограничение следует и из норм международного договора – Конвенции Международной организации труда (МОТ) № 47 «О сокращении рабочего времени до 40 часов в неделю» (принята в Женеве 22.06.1935 на 19-й сессии Генеральной конференции МОТ, ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 04.06.1956, вступила в силу для СССР 23.06.1957).

Как правило, организация закрепляет максимально возможную продолжительность рабочего времени в качестве нормальной. Делается это в Правилах внутреннего трудового распорядка (далее – ПВТР). Приведем формулировки ПВТР, с помощью которых вы сможете установить нормальную продолжительность рабочего времени на своем предприятии.

Пример 1. Формулировка в ПВТР о нормальной продолжительности рабочего времени и о правилах фиксации отклонений от нее

2. Рабочее время

2.1. Нормальная продолжительность рабочего времени в Обществе составляет 40 (Сорок) часов в неделю в соответствии с частью второй статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации. По общему правилу работники принимаются на работу на условиях пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями – суббота и воскресение. Продолжительность работы в течение рабочего дня составляет 8 (Восемь) часов, если иное не предусмотрено ТК РФ, иными нормативными правовыми актами или трудовым договором.

Условия об установлении работникам сокращенной продолжительности рабочего времени, неполного рабочего времени, а также особенности режима рабочего времени определяются в трудовых договорах, заключаемых с каждым работником Общества.

Если в ПВТР организации есть такое положение, то при заключении трудового договора с работником, для которого будет применяться нормальная продолжительность рабочего времени, достаточно будет сделать ссылку в договоре на то, что рабочее время сотрудника соответствует общим положениям ПВТР.

Пример 2. Формулировка в трудовом договоре о том, что рабочее время сотрудника не отличается от общих правил, действующих у работодателя

3. Рабочее время

3.1. Рабочее время Работника (вид, режим) не отличается от общих правил, действующих у Работодателя (п. 2.1 Правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных приказом ООО «Панектикум» от 10.08.2009 № 92).

Вы заметили, что нормальная продолжительность рабочего времени указывается в ТК РФ применительно к неделе? Для того, чтобы посчитать рабочее время за иные календарные периоды, вы можете воспользоваться другим нормативным правовым актом – Порядком исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 № 588н).

Однако и при нормальной продолжительности рабочего времени есть ряд нюансов, которые следует учитывать.

Во-первых, продолжительность рабочего дня (смены), непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню 1, уменьшается на 1 час (ч. 1 ст. 95 ТК РФ). И только в исключительных случаях – когда организация является непрерывно действующей или для отдельных видов работ, где невозможно уменьшение продолжительности рабочего дня (смены) в предпраздничный день, – допускается переработка, которая должна быть компенсирована в обязательном порядке предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или, с его же согласия, оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы (ч. 2 ст. 95 ТК РФ).

Во-вторых, если рабочая неделя является шестидневной, то продолжительность работы накануне выходных дней не может превышать 5 часов (ч. 3 ст. 95 ТК РФ).

В-третьих, по общему правилу, продолжительность работы (смены) в ночное время 2 сокращается на 1 час без последующей отработки (ч. 2 ст. 96 ТК РФ).

Теперь, когда мы определили норму рабочего времени – своеобразную точку отсчета, на которую следует ориентироваться, поговорим и о тех случаях, когда отдельным сотрудникам рабочее время уменьшается по сравнению с нормальной продолжительностью рабочего времени.

Сокращенная продолжительность рабочего времени

Зачастую многие путают «сокращение (уменьшение) продолжительности рабочего дня, непосредственно предшествующего нерабочему праздничному дню, или накануне выходного дня при шестидневной рабочей неделе» с «сокращенной продолжительностью рабочего времени». Первая категория относится ко всем без...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Оформляем копии и выписки из документов

Рассказываем, в чем разница между подлинником документа, его дубликатом, копией (бумажной, электронной, заверенной), выпиской. Показываем на примерах разницу в оформлении и юридической силе перечисленных вариантов.

Как составить справку для работника

Рассказываем о справках, которые могут составляться в организации (как внутренние, так и внешние). Разбираем порядок оформления информационных справок и справок по личному составу. Показываем обязательные и факультативные реквизиты. Приводим образцы справок, в том числе о факте работы, среднем ежемесячном доходе работника, факте предоставления отпуска.

Проблемная трудовая книжка при трудоустройстве

Рассматриваем проблемные вопросы, связанные с трудовыми книжками при приеме на работу. Например, когда у кандидата оказываются на руках две и более трудовые книжки или совсем нет книжки, хотя она должна у него быть; если при приеме на работу сотруднику завели новую трудовую книжку в связи с утерей старой, а спустя месяц он нашел прежнюю. Даем образцы документов, которые понадобятся, чтобы выправить ситуацию: заявлений от работника с информацией, какую из своих нескольких трудовых книжек он просит работодателя вести, какой страховой стаж учитывать и где будет храниться другая трудовая книжка, об оформлении новой трудовой книжки взамен утерянной, о нахождении им трудовой книжки с просьбой принять ее к ведению и хранению, а также приказа о приеме работодателем найденной работником трудовой книжки, фрагмента книги (журнала) по учету движения трудовых книжек с записью о замене сведений о трудовой книжке, уничтожении ранее оформленной новой трудовой книжки.

Изменение, отмена, аннулирование кадровых приказов и соглашений

Рассказываем, что должно быть в приказе и как можно его изменить или отменить. Что должен включать корректирующий приказ. Поясняем, в чем разница между признанием приказа утратившим силу и его аннулированием. В каких случаях формулировка приказа должна включать прямое указание на отмену им другого приказа. Разбираем на конкретных примерах, когда возможно аннулирование трудового договора и издание приказа об этом. Даем рекомендации, как оформить изменение приказа о приеме на работу и каким образом отменить приказ об увольнении по соглашению сторон. Узнаете и об отмене приказа об увольнении по решению суда. Получите готовые образцы разных приказов и соглашений, а также отдельные формулировки для них, которые понадобятся в сложных ситуациях.

Внутренние переводы: оформляем правильно

Любое предприятие время от времени сталкивается с ситуацией, когда работнику требуется изменить его трудовую функцию либо структурное подразделение. Причины этого различны: как собственная просьба сотрудников, так и состояние здоровья гражданина, сокращение штата, чрезвычайные обстоятельства и т. Д. Вместе с тем в наше время не является редкостью переезд работника вместе с работодателем в другую местность. Как правило, указанные операции проводят посредством перевода сотрудников на другую работу. Переводы могут быть как временные, так и постоянные, по инициативе работника и работодателя, с согласия работника и без. При этом в зависимости от вида и причины перевода различается порядок их оформления.

Как вносить изменения в приказы и приложения к ним: инструкция для кадровика

На практике нередко возникает необходимость внести изменения в действующий документ организации – приказ или утвержденный им документ. На примерах покажем, как это лучше сделать, какие формулировки использовать, когда целесообразнее утвердить правки, а когда документ в новой редакции.

Как оформить приказ по новому ГОСТ

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – ​в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрено документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объясняем, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показываем, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Особенности работы лиц, имеющих детей до трех лет

Одно из направлений социальной политики нашего государства – разработка мер не только по повышению рождаемости, но и по увеличению занятости лиц, осуществляющих уход за детьми. Приветствуя инициативы предприятий по улучшению условий труда работающих мам, законодатель, не рассчитывая на всеобщую сознательность, устанавливает обязательный для всех работодателей минимум льгот и гарантий, предоставляемых данной категории работников. Из нашей статьи вы узнаете об особенностях режима работы и времени отдыха сотрудниц, имеющих детей до трех лет, о том, к каким работам они не могут привлекаться и как должны быть организованы и оплачены перерывы для кормления ребенка, о том, какие документы следует оформлять в этих и других ситуациях.