Top.Mail.Ru

Изучаем сроки хранения первичных учетных документов

Проанализировав положения Налогового кодекса РФ, Закона о бухгалтерском учете, КоАП РФ, писем Минфина России, автор разъясняет, каков срок хранения бухгалтерских и налоговых документов. Причем рассмотрены как общие правила, так и исключения. Указаны особенности хранения некоторых категорий документов, а также ответственность, которая наступит в случае, если сроки хранения не будут соблюдены.

Каков срок хранения бухгалтерских и налоговых документов по общему правилу? Для каких документов он удлинен? С какого момента его следует исчислять? Как трактовать примечание к ст. 362 Перечня типовых архивных документов 2010 года, посвященной первичным учетным документам, в которой 5-летний срок хранения увязывается с некой проверкой (ревизией)? Какие штрафы грозят за нарушение сроков хранения документов? Ответы даны в результате совокупного анализа норм Перечня 2010 года, НК РФ и КоАП РФ, Закона о бухучете, а также писем Минфина РФ.

Все началось с, казалось бы, простого вопроса, направленного в редакцию. Читателя заинтересовало примечание к ст. 362 в Перечне типовых архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, далее – Перечень). Он звучал следующим образом: «Что означает примечание к ст. 362 в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, которое звучит так: «При условии проведения проверки (ревизии)»? Это значит, что нужно отсчитывать пять лет после проверки (чьей – контролирующих органов или собственной внутренней? какими документами может быть подтверждено ее проведение?) и только потом можно уничтожить? Или как-то иначе нужно понимать это примечание? Оно встречается и в других статьях перечня».

Ответ на данный вопрос не так прост и однозначен, как может показаться. Дело в том, что обязанность хранить документы, которые образуются в процессе деятельности организаций, возложена на них разными нормативными правовыми актами. Во избежание неприятностей с контролирующими органами их необходимо рассматривать в совокупности, а не как отдельные документы. Мы решили расширить тему, и получилась полезная статья, которую и предлагаем.

Обязанность по хранению документов...

...для бухгалтерского учета

Начнем с того, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Такое определение приведено в ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете).

Особенностью первичных учетных документов является то, что они составляются в момент совершения операции. В случае если это не представляется возможным, – непосредственно после ее окончания. Следовательно, при отсутствии первичного документа не может быть сделана запись бухгалтерского учета.

Цель бухгалтерского учета: для внешних пользователей – это формирование информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей; для внутренних пользователей – формирование информации, полезной руководству для принятия управленческих решений. Такая точка зрения изложена в письме Минэкономразвития России от 28.07.2011 № ОГ-Д05-656.

Для подтверждения своих финансовых результатов и отчетности организации хранят первичные учетные документы. Данная обязанность возложена на них ст. 17 Закона о бухгалтерском учете. Причем срок хранения документов следует искать в Перечне, но в любом случае он не может быть меньше 5 лет. Исчисление срока ведется с 1 января года, следующего за годом, в котором составлен документ (п. 2 ст. 17 Закона о бухгалтерском учете).

... для налогового учета

Существует мнение, что первичные документы нужны только для целей бухгалтерского учета. Однако важное значение они имеют и в налоговом учете. Налоговый учет ведется на основе данных первичных документов (ст. 313 НК РФ). Также установлено, что подтверждением данных налогового учета являются:

  • первичные учетные документы;
  • аналитические регистры налогового учета;
  • расчет налоговой базы.

В силу п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 256 НК РФ, убытки), подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Но в НК РФ отсутствует определение «первичных учетных документов». В соответствии п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Поэтому в данном случае можно воспользоваться определением, которое дано в уже упомянутой ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. Таким образом, бухгалтерский и налоговый учет, несмотря на различия в преследуемых целях, основываются на первичных учетных...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Федеральный и региональный МРОТ: что должен знать бухгалтер

Со следующего года МРОТ в очередной раз повышается. Причем в скором времени он сравняется с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения. Расскажем, какой МРОТ необходимо применять, если в регионе установлен свой уровень; как правильно сравнивать заработную плату с минимальным размером оплаты труда, а также какие выплаты должны в него включаться (за сверхурочную работу, работу по совмещению и совместительство и пр.).

Как не ошибиться при расчете «аванса»по зарплате

Понятие «аванс» в ТК РФ не используется. На практике им именуют выплату части зарплаты за первую половину месяца. Разберемся, как правильно установить даты выплаты зарплаты; можно ли выплатить «аванс» раньше срока; что входит в первую часть заработной платы и каков порядок уплаты НДФЛ с нее.

Сроки хранения документов: памятка для бухгалтера

Анализ нормативной базы показывает, что нередко по одному и тому же документу установлены различные сроки хранения. Рассмотрим сроки хранения архивных документов; уставов, протоколов, положений; бухгалтерской и налоговой документации; бумаг, связанных с валютными операциями и ВЭД, страховыми взносами и пр.

Создаем обособленное подразделение

Классический способ организации удаленных рабочих мест под контролем работодателя предусматривает создание филиала, представительства и других обособленных подразделений. Разберемся, какие документы необходимо издать, в какие сроки поставить на учет в инспекцию созданное подразделение, а также какие кадровые вопросы придется решить в первую очередь.

Документооборот по списанию материалов на производство СМР

Любая организация, стремящаяся к безошибочному учету, должна построить стройную систему документооборота. В теории это кажется довольно просто, однако на практике компания сталкивается со множеством сложностей, которые возникают не только по вине организации. Например, при создании документооборота по списанию материалов на производство строительно-монтажных работ (СМР). В статье представлены четыре возможные варианта построения системы, даны рекомендации и разъяснены их плюсы и минусы.

Что делать с перерасходом ГСМ?

Из статьи вы узнаете, каким образом выявить хищение горюче-смазочных материалов и установить вину работника. Разъяснено, какими документами руководствоваться для нормирования расходов на топливо, возможно ли взыскать с сотрудника сумму причиненного ущерба или выгоднее использовать иной метод, например, уменьшить премию или заставить работника оплатить перерасход топлива путем его покупки.

Как законно принять наличную выручку без ККМ: практические рекомендации

Если у организации нет кассы, а контрагент принес наличность, не отказывайтесь ее принимать. Если правильно оформить передачу денег, то фирма не потеряет партнера по бизнесу. Как законно принять наличность, чтобы за это не последовали штрафы, рекомендует практикующий адвокат.

Правила заполнения товарно-транспортной накладной

Из статьи вы узнаете, когда и в скольких экземплярах необходимо заполнять товарно-транспортную накладную. Автор приводит примеры заполнения ТТН и оформления товарной накладной по форме ТОРГ–12. В статье объясняется, в каких случаях достаточно оформления ТОРГ–12 без составления товарно-транспортной накладной. Анализируются позиции налоговых органов и арбитражных судов.