Top.Mail.Ru

Годовые описи документов, передаваемых в архив

В этом номере журнала мы завершаем тему сдачи законченных в делопроизводстве документов в архив, объясняя на примерах, как составить годовые описи дел постоянного хранения, по личному составу и временного хранения. Вы узнаете, как оформить описи структурных подразделений и сводные описи организации, когда оформлять законченную опись, как их все нумеровать. Разберетесь в порядке утверждения и согласования описей для организаций, являющихся и не являющихся источниками комплектования государственных или муниципальных архивов. Кроме того, вы поймете, как удобнее организовать эту работу: систематизировать дела и наладить взаимодействие с - подразделениями, сдающими свои документы в архив.

В № 4, 5 и 6` 2012 была опубликована статья «Сдача законченных в делопроизводстве документов в архив». Практик с 30-летним стажем работы на примере приказов по основной деятельности наглядно показала, как подготовить дела к длительному хранению (постоянному и свыше 10 лет). Она также объяснила специфику подобной работы для других распространенных документов постоянного срока хранения (штатное расписание, номенклатура дел, положение об организации, должностные инструкции, сметы, годовые балансы, документы по проведению конкурсов, котировок, документы по лизингу). С обработкой документов по личному составу, большинство из которых хранится 75 лет, мы разобрались в № 5` 2012 журнала (приказы по л/с, личные дела, лицевые счета, расчетные ведомости, регистрационные формы, трудовые договоры и договоры подряда и др.). В № 6` 2012 журнала мы перешли к документам временного хранения (за счет чего можно упростить себе жизнь при их обработке, как обработать наиболее распространенные группы документов временного срока хранения, особое внимание уделили договорам и переписке).

В конце каждого календарного года возникает необходимость систематизировать дела, законченные делопроизводством. Но как правильно это сделать? Как обеспечить оперативный поиск документов в случае их необходимости среди большого количества дел? Ответ прост. Для этого нужно составлять описи. Они являются своеобразным финальным аккордом работы с документацией в делопроизводстве.

Образец описи дел по личному составу с полностью оформленным к ней справочным аппаратом продемонстрирован в Примере 9.

Для начала разберемся с терминами. «Основные правила работы архивов организаций» определяют опись как «архивный справочник, предназначенный для раскрытия состава и содержания единиц хранения, единиц учета, закрепления их систематизации внутри фонда и их учета». Проще говоря, опись – перечень дел, образующихся в деятельности организации, составленный в определенной последовательности с указанием информации о них.

Годовые разделы описей структурных подразделений

Первоначально на основе номенклатуры дел организации каждое структурное подразделение готовит годовой раздел описи своего подразделения, в которое включаются документы, образовавшиеся в деятельности этого структурного подразделения за один год.

Прежде чем составлять описи на дела, необходимо четко разделить документы по срокам хранения. Как известно, они делятся на документы постоянного, временного срока хранения и по личному составу. Среди документов временного срока хранения выделяются две группы: временные дела (до 10 лет) и дела долговременного хранения (свыше 10 лет). Для каждой группы будет составляться своя отдельная опись. Для определения сроков хранения дел следует обратиться к номенклатуре дел организации, где должны быть четко указаны заголовки дел и сроки их хранения.

Заголовки дел, вносимых в годовой раздел описей структурных подразделений, должны соответствовать заголовкам из номенклатуры дел за тот же год. И это логично:

  • номенклатура дел – это «плановый» документ, который определяет, как в следующем году документы организации будут группироваться в дела (с какими заголовками и сроками хранения);
  • когда этот год наступает, все следуют заранее подготовленному плану, который можно несколько подкорректировать, включив в номенклатуру дел ранее непредвиденные дела;
  • а по завершении года дела по описям сдаются из структурных подразделений, в которых они сформировались, в архив организации.

Перед внесением заголовков дел в опись проверяются качество формирования и оформления дел, соответствие количества дел, вносимых в опись, количеству заведенных дел по номенклатуре дел организации. В случае обнаружения отсутствия дел, числящихся по номенклатуре, структурными подразделениями принимаются меры по их розыску. Если принятые меры не дали результатов, то на необнаруженные дела составляется справка (в произвольной форме) о причинах отсутствия дел, которая подписывается руководителем структурного подразделения и передается вместе с описью дел структурного подразделения в ведомственный архив.

Как правило, систематизация дел внутри описи структурного подразделения соответствует их систематизации в номенклатуре дел организации, а номер описи структурного подразделения состоит из цифрового обозначения структурного подразделения по штатному расписанию с добавлением индекса «СП» (структурное подразделение) и последних двух цифр года, за который составлена опись. Например, «опись № 05-СП-11 дел временного хранения (5 лет) планово-финансового управления за 2011 год». Буквенные обозначения и указания года даются для того, чтобы не возникло путаницы между номерами годовых разделов описей структурных подразделений и годовых разделов сводных описей. Этим описям присваиваются разные номера, и их ни в коем случае нельзя путать.

Пример 1. Годовой раздел описи структурного подразделения

В конце годового раздела описи структурного подразделения, так же как и для любых других описей, делается итоговая запись (см. Пример 4).

Опись дел структурного подразделения составляется в 2 экземплярах (один передается в архив организации, другой остается в структурном подразделении), подписывается составителем с указанием его должности, согласовывается с руководителем службы ДОУ и потом утверждается руководителем структурного подразделения.

Лучше передавать документы в архив из подразделений по специально разработанному плану-графику приема дел (см. Пример 2). Это избавит от авралов в начале года. Таким образом, документы в архив будут поступать порционно (сначала из одного подразделения, потом из другого и т.д.). График составляется в произвольной форме, согласовывается со структурными подразделениями и утверждается руководителем организации. При наличии Экспертной комиссии (ЭК) организации план-график рассматривается и утверждается протоколом заседания ЭК. На следующий год утверждать график лучше в конце текущего. Это позволит заранее проинформировать структурные подразделения о...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Комментарий специалиста к нововведениям Правил для архивов организаций 2023 года (часть 2)

Продолжаем комментировать отдельные положения «Правил организации хранения, комплектования, учета и использования... архивных документов... в... организациях», утвержденных Росархивом в 2023 г. Разбираемся в сложных и неоднозначных положениях правил – предупреждаем, где применять их надо особенно внимательно. Из второй части статьи, которая публикуется в этом номере журнала, вы узнаете об изменениях в расчете площади архивохранилища, необходимой для размещения архивных документов; о разрешенных к использованию лампах; об упущениях в назначении периодичности проверок наличия и состояния документов с ограниченным доступом; об изменении состава обязательных и вспомогательных учетных документов архива; почему формы документов имеют статус «рекомендуемый образец» и как это сказывается на их применении; о нелогичности формы описи электронных документов; о «частичном отказе» новых Правил от понятия «контейнер электронных документов»; о гибридных делах.

Комментарий специалиста к нововведениям Правил для архивов организаций 2023 года (часть 1)

Комментируем отдельные положения «Правил организации хранения, комплектования, учета и использования... архивных документов...» в организациях, утвержденных Росархивом в 2023 г. Разбираемся в сложных и неоднозначных положениях правил – предупреждаем, где применять их надо особенно внимательно. Из первой части статьи, которая публикуется в этом номере журнала, вы узнаете: какие организации обязаны создавать архив как структурное подразделение, а какие нет; какими документами должна регулироваться деятельность архива; чем регламентируется работа с научно-техническими документами; когда надо передавать документы из подразделений в архив организации, когда они становятся архивными; кому оформлять и подписывать опись дел структурного подразделения и архивную опись, являющуюся годовым разделом описи дел (почему изменения в этом вопросе могут не понравиться руководителю архива организации и как можно исправить ситуацию).

В какой архив должны попадать документы филиалов и представительств

Куда должен передаваться архивный фонд филиалов и представительств? Показываем теорию и практику. Поводом для этой статьи стали вопрос читателя и новое уточнение в Правилах архивов организаций 2023 года (объясняем, как оно коррелируется с положениями иных нормативных документов).

Учет документов в номенклатуре дел, описях и архиве организации (часть 3)

Читайте третью часть подробной статьи в этом номере журнала. Мы на примерах объясняем логику заполнения следующих учетных документов архива организации: список фондов (нужен, если их несколько), лист фонда, реестр описей дел. Вы поймете, как в них отражать различные ситуации: наличие нескольких архивных фондов, смену наименования организации, поступление документов по новым видам сводных описей, а также поступление новых партий документов по следующим годовым разделам ранее заведенных описей дел, получение архивом из подразделений неописанных документов и их последующее упорядочивание с составлением описи силами специалистов архива, переработку ранее полученной описи дел, передачу части документов в архивное учреждение (что актуально для источников комплектования). Мы освещаем наиболее сложные вопросы, в т.ч. и такие, прямых ответов на которые вы не найдете в архивных Правилах 2023 года.

Что изменилось в Правилах работы архивов организаций по сравнению с Правилами 2015 года

Росархив утвердил новые «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов...», которые вступили в силу 17 сентября 2023 г. Разработчики новых Правил объясняют, чем они отличаются от аналогичных Правил 2015 года – что изменилось в регламентировании порядка работы с аудиовизуальными документами, документами ограниченного распространения (в т.ч. по оформлению итогов рассекречивания архивных документов с гостайной), с электронными документами, в учете архивных документов (какие новые формы утверждены и др.), раскрываются особенности работы с гибридными делами.

Как получить архивную справку о зарплате?

Куда обращаться? Дан алгоритм поиска нужного архива. В каких документах могут долго сохраняться сведения о заработной плате? Какими нормативными актами регулируются эти отношения? Поводом к написанию статьи стал вопрос читателя.

Составляем описи для передачи документов из подразделений в архив организации

За какие годы пора передавать документы из подразделений в архив организации? Какие группы бумажных и электронных документов в какие описи дел подразделений для этого включаются? Что не попадает в эти описи? Как сведения из описей подразделений аккумулируются в годовых разделах сводных описей дел по организации? Какую логику нумерации использовать для разных видов описей и записей внутри них? Какие утвержденные формы нужно применять?

Если вы пришли в архив…

Статья посвящена социально правовым запросам организаций и частных лиц, чаще всего направляемым в госархивы. Как вычислить нужный архив и сколько ждать ответа? Какие услуги окажут бесплатно, а за что придется заплатить? Как составить запрос? Архивные справки, выписки и копии могут выдавать не только госархивы, но и коммерческие организации, поэтому правила их оформления вам тоже могут пригодиться. Кроме того, разъясняется ситуация с документами, переданными на ответственное хранение сторонней организации.