• Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» сентябрь 2012
  • Рубрика Налоговый учет

Скидки, бонусы, премии: налоговые последствия

  • 0 комментариев
  • 21 просмотр
За последние месяцы Минфин России выпустил несколько писем, разъясняющих применение февральского постановления Президиума ВАС РФ, которое касается налогообложения НДС по выплатам покупателям премий вследствие выполнения ими условий договора поставки. Напомним, главный вывод постановления заключался в том, что выплачиваемые поставщиками премии уменьшают стоимость поставленных товаров и это влечет необходимость изменения налоговой базы по НДС у поставщиков и сумм налоговых вычетов у покупателей. Позиция, надо сказать, кардинально противоположная сложившейся практике. В статье представлен анализ рекомендаций финансового ведомства.


В практической деятельности покупатели зачастую получают от продавцов вознаграждения за приобретение определенного количества товара. Как правило, это денежные премии или ретроспективные скидки на уже выкупленный товар. О последних позициях фискальных органов и судебной власти по данному вопросу читайте в статье.

Покупатель, получающий денежную премию, оказывается в более выгодной ситуации, так как ему не придется производить действий по корректировке выручки и, как следствие, – базы по НДС. Если же продавец предоставил ему ретроспективную скидку на уже выкупленный товар, то ситуация обстоит куда сложнее. Продавцу следует не только осуществить данные корректировки, причем в периоде реализации этих товаров, но и внести изменения по первичным документам сделки. Ведь тогда происходит изменение цены на уже проданный товар.

Такой порядок был взят на вооружение всеми налогоплательщиками и вопросов не вызывал. Новое слово сказал Президиум ВАС РФ в постановлении от 07.02.2012 № 116637/11 (далее – Постановление № 116637/11). Оно касается налогообложения НДС по выплатам покупателям премий вследствие выполнения ими условий договора поставки.

Главным выводом было то, что выплачиваемые поставщиками премии уменьшают стоимость поставленных товаров и это влечет необходимость изменения налоговой базы по НДС у поставщиков и сумм налоговых вычетов у покупателей.

Как видим, подход в отношении исчисления сумм НДС при предоставлении премий покупателям меняется.

Как поступить налогоплательщику? Для ясности начнем с предыстории. Еще в 2009 г. вышло постановление Президиума ВАС РФ от 22.12.2009 № 11175/09 (Постановление № 11175/09). В нем указывалось, что независимо от того, как стороны дистрибьюторского соглашения договорились о предоставлении скидки (путем уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре, либо перечисления бонуса), дополнительного вознаграждения, премии за выполнение условий договора, а также несмотря на порядок предоставления скидок (бонусов), в любом случае требуется скорректировать налоговую базу за тот налоговый период, в котором отражена реализация товара. Причем данная трактовка касается всех ретроскидок.

Следует отметить, что Минфин России в письмах от 29.04.2010 № 03-07-11/158, от 05.05.2010 № 03-07-14/31, от 07.05.2010 № 03-07-06/316 ссылается на Постановление № 11175/09, указывая, что данное Постановление принято по результатам рассмотрения заявления одного конкретного налогоплательщика. В отношении же других налогоплательщиков, выплачивающих премии (вознаграждения) покупателям товаров, а также предоставляющих покупателям скидки с цены реализованных товаров, исполнение вышеуказанного Постановления может производиться этими налогоплательщиками добровольно либо при принятии в отношении данных лиц решения арбитражного суда по конкретному делу.

Денежные премии и иные бонусы без изменения цены каждой единицы товара не уменьшают налоговую базу по НДС продавца и не являются объектом налогообложения у покупателя.

Вроде бы все вопросы разрешены, и налогоплательщик мог бы вздохнуть спокойно, применяя в договорных отношениях с покупателями премирование последних. При этом данные премии рассматривались как внереализационный доход покупателей, не облагаемый НДС (ст. 146, 162 НК РФ). Но, как говорилось выше, вышло Постановление № 116637/11 по делу, в котором налоговые органы предъявили претензию к покупателю о недоначислении сумм НДС с полученных им премий за присутствие товара в магазине и стимулирующих премий за определенный объем закупок.

Суд отметил, что выплата поставщиками премии вследствие выполнения условий договоров поставки является мерой, направленной на стимулирование общества в приобретении и дальнейшей продаже как можно большего количества поставляемых товаров. В связи с тем, что премии непосредственно связаны с поставками товаров, следует признать, что они являются формой торговых скидок, применяемых к стоимости товаров, влияющих на налоговую базу по НДС.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Тематика:

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.