В практической деятельности покупатели зачастую получают от продавцов вознаграждения за приобретение определенного количества товара. Как правило, это денежные премии или ретроспективные скидки на уже выкупленный товар. О последних позициях фискальных органов и судебной власти по данному вопросу читайте в статье.
Покупатель, получающий денежную премию, оказывается в более выгодной ситуации, так как ему не придется производить действий по корректировке выручки и, как следствие, – базы по НДС. Если же продавец предоставил ему ретроспективную скидку на уже выкупленный товар, то ситуация обстоит куда сложнее. Продавцу следует не только осуществить данные корректировки, причем в периоде реализации этих товаров, но и внести изменения по первичным документам сделки. Ведь тогда происходит изменение цены на уже проданный товар.
Такой порядок был взят на вооружение всеми налогоплательщиками и вопросов не вызывал. Новое слово сказал Президиум ВАС РФ в постановлении от 07.02.2012 № 116637/11 (далее – Постановление № 116637/11). Оно касается налогообложения НДС по выплатам покупателям премий вследствие выполнения ими условий договора поставки.
Главным выводом было то, что выплачиваемые поставщиками премии уменьшают стоимость поставленных товаров и это влечет необходимость изменения налоговой базы по НДС у поставщиков и сумм налоговых вычетов у покупателей.
Как видим, подход в отношении исчисления сумм НДС при предоставлении премий покупателям меняется.
Как поступить налогоплательщику? Для ясности начнем с предыстории. Еще в 2009 г. вышло постановление Президиума ВАС РФ от 22.12.2009 № 11175/09 (Постановление № 11175/09). В нем указывалось, что независимо от того, как стороны дистрибьюторского соглашения договорились о предоставлении скидки (путем уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре, либо перечисления бонуса), дополнительного вознаграждения, премии за выполнение условий договора, а также несмотря на порядок предоставления скидок (бонусов), в любом случае требуется скорректировать налоговую базу за тот налоговый период, в котором отражена реализация товара. Причем данная трактовка касается всех ретроскидок.
Следует отметить, что Минфин России в письмах от 29.04.2010 № 03-07-11/158, от 05.05.2010 № 03-07-14/31, от 07.05.2010 № 03-07-06/316 ссылается на Постановление № 11175/09, указывая, что данное Постановление принято по результатам рассмотрения заявления одного конкретного налогоплательщика. В отношении же других налогоплательщиков, выплачивающих премии (вознаграждения) покупателям товаров, а также предоставляющих покупателям скидки с цены реализованных товаров, исполнение вышеуказанного Постановления может производиться этими налогоплательщиками добровольно либо при принятии в отношении данных лиц решения арбитражного суда по конкретному делу.
Денежные премии и иные бонусы без изменения цены каждой единицы товара не уменьшают налоговую базу по НДС продавца и не являются объектом налогообложения у покупателя.
Вроде бы все вопросы разрешены, и налогоплательщик мог бы вздохнуть спокойно, применяя в договорных отношениях с покупателями премирование последних. При этом данные премии рассматривались как внереализационный доход покупателей, не облагаемый НДС (ст. 146, 162 НК РФ). Но, как говорилось выше, вышло Постановление № 116637/11 по делу, в котором налоговые органы предъявили претензию к покупателю о недоначислении сумм НДС с полученных им премий за присутствие товара в магазине и стимулирующих премий за определенный объем закупок.
Суд отметил, что выплата поставщиками премии вследствие выполнения условий договоров поставки является мерой, направленной на стимулирование общества в приобретении и дальнейшей продаже как можно большего количества поставляемых товаров. В связи с тем, что премии непосредственно связаны с поставками товаров, следует признать, что они являются формой торговых скидок, применяемых к стоимости...