Top.Mail.Ru

Обжалуем решение налоговиков до суда

После того, как налоговая инспекция вынесла решение по итогам проверки и если компания хочет его оспорить, она до обращения в суд обязана пройти досудебную процедуру – обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган. По оценкам экспертов, тенденция процесса рассмотрения жалоб неутешительна. УФНС меняет позицию нижестоящих инспекций крайне редко, а если и меняет, то сроки рассмотрения жалоб растягиваются на довольно продолжительное время. Как не допустить ошибок и подготовить почву для обращения в суд, читайте в статье нашего эксперта.

Обязательный порядок административного обжалования решений, вынесенных налоговиками по результатам проверок, был введен еще в 2009 году. Получается, что он действует уже почти четыре года. В ФНС России считают, что за этот период времени данная процедура доказала свою эффективность: количество судебных споров из года в год уменьшается. Поэтому в недалекой перспективе планируется расширить сферу ее применения. Предполагается, что обязательное досудебное урегулирование споров будет распространяться на все без исключения налоговые конфликты. Между тем статистика ВАС РФ свидетельствует о том, что с досудебным порядком урегулирования налоговых споров не все так гладко. Да и судя по разъяснениям самих контролирующих органов один из плюсов данной процедуры – оперативность разрешения конфликта – носит в ряде случаев скорее декларативный характер.

Порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к таковой установлен ст. 101.2 НК РФ. Она введена в НК РФ Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ и вступила в силу с 1 января 2009 года.

Пунктом 5 ст. 101.2 НК РФ установлено, что решение, которое налоговики вынесли по результатам проверки, может быть обжаловано в судебном порядке только после того, как оно будет рассмотрено вышестоящим налоговым органом. На то, что подать в суд налогоплательщик вправе только после рассмотрения вышестоящим налоговым органом соответствующей жалобы и проверки ее доводов и обстоятельств, указывает и Президиум ВАС РФ (постановление от 24.05.2011 № 18421/10 по делу № А64-1616/2010). Проще говоря, досудебная процедура обжалования решения, вынесенного по итогам проверки, является обязательной, и поход в суд, минуя данный этап, будет просто бесполезным занятием – судьи оставят иск без рассмотрения (см., например, определение ВАС РФ от 28.01.2011 № ВАС-18535/10 по делу № А53-8816/2010). И только после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в рассмотрении иска, компания сможет вновь обратиться в суд (ч. 3 ст. 149 АПК РФ).

С одной стороны, когда споры рассматриваются «внутри» госоргана, в итоге не только не выносится сор из избы, но и экономятся судебные расходы, время и т.п. С другой стороны, сам порядок досудебного обжалования налоговых споров вызывал у налогоплательщиков, мягко говоря, недоверие. Хотя, безусловно, отдельные положительные моменты все же есть.

Апелляционная жалоба

Начнем с того, что в общем случае решение, вынесенное налоговиками по итогам проверки, вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения его проверяемому налогоплательщику (его представителю). И только если речь идет о проверке консолидированной группы налогоплательщиков, срок вступления в силу решения налогового органа продлевается еще на 10 рабочих дней и составит в общей сложности 20 рабочих дней (п. 9 ст. 101 НК РФ).

В связи с этим возможны две ситуации (п. 2 ст. 139 НК) – подается апелляционная или обычная жалоба.

Если налогоплательщик обжалует еще не вступившее в силу решение инспекции, речь идет об апелляционной жалобе. На все про все налогоплательщику отводится 10 рабочих дней. Причем жалоба подается непосредственно в инспекцию, которая вынесла спорное решение. Согласно п. 3 ст. 139 НК РФ инспекторы обязаны в течение трех рабочих дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Здесь стоит отметить еще несколько важных моментов.

Во-первых, инспекция должна вручить решение в течение пяти рабочих дней с момента его вынесения. Если по тем или иным причинам налоговики не смогут передать его лично, они направят документ по почте заказным письмом. Столь ценное послание считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты его отправки, которая указывается в почтовом штампе.

Во-вторых, апелляция хороша еще тем, что в этом случае срок вступления обжалуемого решения инспекции в силу отложится до дня его утверждения (изменения) вышестоящим налоговым органом. На данный факт, в частности, обратил внимание Минфин России в письме от 21.04.2010 № 03-02-07/1-177. Правда, при этом не стоит рассчитывать на приостановление на период рассмотрения жалобы начисления пеней. Дело в том, что пени относятся к комплексу мер, обеспечивающих исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов (ст. 75 НК РФ). Их размер определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора (1/300 действующей в это время ставки...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

7 ошибок налоговиков, которые помогут оспорить результаты проверки

Проанализируем основные ошибки налоговиков, которые могут стать основанием для отмены решения по результатам проверки. В частности, когда компании не сообщили о рассмотрении материалов проверки; когда инспекция допустила нарушения при подписании акта проверки; когда документы по проверке получило неуполномоченное лицо; когда итоговое решение подписал не тот, кто рассматривал материалы проверки, и пр.

Кто ответит за долги компании, если она платить не в состоянии

По общему правилу учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица. Поэтому они нередко и не подозревают, что за взысканием долгов налоговые органы (иные кредиторы) могут прийти лично к ним и обратить взыскание на их личное имущество. Изучим судебную практику и свежие поправки в законодательство о банкротстве, о субсидиарной ответственности контролирующих организацию лиц.

Отсутствие в требовании конкретного перечня документов не освободит от штрафа

В последних определениях Верховного Суда РФ видна тенденция арбитров к ужесточению позиции в пользу налоговых органов. Отсутствие указания на конкретное количество и конкретные реквизиты документов не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности. Выставляя требование о предоставлении документов, налоговики обычно не могут знать точные реквизиты нужных документов и их количество. В то же время они должны сформулировать требование таким образом, чтобы из него было понятно, какие документы надо предоставить.

Досудебное урегулирование споров с налоговыми органами

До обращения в суд налогоплательщик обязан пройти досудебный порядок в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговой инспекции, а также их ненормативных актов. В данной процедуре есть несомненные плюсы. Проанализируем, какие инструменты защиты могут и должны использовать организация / предприниматель для защиты своих прав, а также дадим рекомендации, на что следует сделать упор, пытаясь отстоять нарушенное право.

Верховный Суд РФ об исковой давности

Проанализируем постановление Пленума ВС РФ, в котором освещаются вопросы о начале течения срока исковой давности и порядке его применения. Рассмотрим положения о восстановлении, приостановлении и перерыве срока, а также ситуации, когда о применении исковой давности заявляет только один из соответчиков или третье лицо.

Основные особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений

Казенные учреждения, находящиеся в государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, являются совершенно новым типом юридического лица, ранее в Российской Федерации не существовавшим. Правовой статус казенных учреждений, их полномочия, правомочность и правоспособность требуют отдельного рассмотрения, так как это связано с тем, что казенное учреждение сочетает черты как федерального государственного (муниципального) учреждения, так и территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти. В настоящее время происходит процесс формирования казенных учреждений, а переходный период для них продлится весь 2011 год.

Практика камеральных проверок получения налоговых вычетов физическими лицами

Наиболее сложным для гражданина вопросом, связанным с получением налогового вычета, является прохождение камеральной проверки в налоговой инспекции. Ведь при ее проведении налогоплательщику необходимо выполнить ряд обязательных процедур, от правильности и точности выполнения которых зависит принятие положительного решения о предоставлении налогового вычета. В статье рассматриваются требования, которые могут быть предъявлены к налогоплательщику – физическому лицу в ходе проверки. Анализируются практические ситуации, которые могут ­возникнуть. Предлагаются варианты поведения в затруднительных ситуациях.

Особенности автономных государственных (муниципальных) учреждений

Изменившийся с 01.01.2011 статус автономных государственных (муниципальных) учреждений вызывает ряд вопросов, связанных с их статусом и ведением финансово-хозяйственной деятельности. Каковы взаимоотношения автономных учреждений с собственниками (учредителями)? Какова система управления ими и их финансово-хозяйственной деятельностью? Каковы особенности их налогообложения?