• Журнал «Делопроизводство и документооборот на предприятии» октябрь 2012
  • Рубрика Современное делопроизводство

Хранить некоторые первичные учетные документы придется до 15 лет!

  • 0 комментариев
Недавно закончилась судебная тяжба, в ходе которой выяснялся вопрос о том, можно ли признать передаточный акт и налоговую декларацию присоединенной организации, в которых значатся миллионные убытки, надлежащим доказательством их наличия (без самих первичных документов) для уменьшения налоговой базы другой компании, поглотившей убыточную. Во-первых, вы увидите, как по-разному налоговые органы и разные судебные инстанции трактуют одни и те же положения закона. Во-вторых, получите рекомендации о том, как службе делопроизводства с помощью бухгалтерии при выделении большинства первичных учетных документов к уничтожению через 5 лет хранения «оставить в живых» те, что подтверждают убытки (они могут потребоваться максимум в течение 15 лет).


Вопрос о сроках хранения документов для меня один из любимых. Именно с этой темы в 2004 году я начинала свою публицистическую и лекторскую деятельность. За эти годы количество проблем у организаций с установлением сроков хранения скорее прибавилось.

Обсуждая с коллегами вопросы, касающиеся установления сроков хранения тех или иных видов документов, часто приходится объяснять, что сроки хранения первичных учетных документов не всегда составляют 5 лет. Они могут изменяться в сторону увеличения в зависимости от того, какие деловые операции документируют. Как правило, такая ситуация возникает тогда, когда эти документы после их первичного применения используются в бухгалтерском учете повторно, например, для подтверждения ранее возникших у организации убытков, на которые организация уменьшила свою налогооблагаемую базу в других, более поздних налоговых периодах.

И вот недавно, в июле 2012 года, вопрос о том, должен ли налогоплательщик сохранять все первичные учетные документы, подтверждающие убытки, на сумму которых он уменьшает свою налоговую базу, дошел до Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (постановление № 3546/12 от 24.07.2012). Причем его мнение о том, должны ли организации для подтверждения убытков хранить именно первичные учетные документы или же убытки можно подтвердить другими документами, полностью разошлось с позицией арбитражных судов всех предыдущих инстанций.

Для справки
СвернутьПоказать

Согласно п. 8 ст. 274 Налогового кодекса РФ (НК РФ) убытком в целях применения главы 25 «Налог на прибыль организаций» признается отрицательная разница между доходами и расходами, учитываемыми в едином налоговом периоде.

Согласно п. 5 ст. 283 Налогового кодекса РФ (НК РФ) налогоплательщики, понесшие убыток (убытки) в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного им убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее) при условии соблюдения установленных законом требований. К их числу п. 4 ст. 283 НК РФ относит обязанность налогоплательщиков хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.