Дополнительные мероприятия налогового контроля, пожалуй, наиболее противоречивы. Налогоплательщики постоянно конфликтуют с налоговиками, пытаясь доказать незаконность или необоснованность вызова свидетелей, истребования документов или проведения экспертизы, которые не входят в рамки камеральной или выездной налоговой проверок. Возьмем на вооружение судебную практику, которая по большому счету критически относится к позиции налоговиков.
Одной из наиболее распространенных форм налогового контроля, предусмотренных отечественным законодательством о налогах и сборах, является проведение налоговыми органами камеральных и выездных налоговых проверок. Сроки проведения данных мероприятий регламентируются ст. 88 и 89 НК РФ и составляют три месяца для камеральных налоговых проверок и два месяца для выездных. Многие налогоплательщики с нетерпением ожидают окончания сроков и с облегчением воспринимают этот момент, полагая, что контрольные мероприятия по проверяемым налоговым периодам в отношении них завершены. Однако достаточно часто такие ожидания являются преждевременными. Это, как правило, касается случаев проведения налоговыми органами дополнительных мероприятий налогового контроля.
Основания проведения дополнительных мероприятий налогового контроля
В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, в течение 10 дней со дня истечения срока для представления налогоплательщиком возражений на акт налоговой проверки рассматривает этот акт с поступившими возражениями, а также иные материалы налоговой проверки. В ходе такого рассмотрения устанавливается, совершал ли налогоплательщик нарушение законодательства о налогах и сборах, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также выявляются обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
В силу п. 6 ст. 101 НК РФ в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц (два месяца – при проверке консолидированной группы налогоплательщиков), дополнительных мероприятий налогового контроля.
Из указанной нормы следует вывод о том, что дополнительные мероприятия налогового контроля являются специальной формой налогового контроля, осуществление которой зависит от усмотрения руководителя налогового органа или его заместителя и от конкретных обстоятельств дела. Иными словами, смысл дополнительных мероприятий налогового контроля заключается в сборе достаточной совокупности доказательств по делу о налоговом правонарушении. Назначение этих мероприятий обусловлено либо тем, что сотрудники налогового органа, проводившие проверку, не в полной мере обосновали свои выводы, изложенные в ее акте, либо тем, что в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки налогоплательщиком представлены новые аргументы в обоснование своей позиции, требующие дополнительной проверки.
Указанная принципиальная идея неоднократно была подчеркнута и Конституционным Судом РФ (КС РФ). Например, в постановлении от 14.07.2005 № 9-П он отметил, что проведение дополнительных мероприятий налогового контроля имеет целью уточнение обстоятельств, связанных с обнаруженными налоговыми органами правонарушениями. В дальнейшем КС РФ вернулся к рассмотрению правовой природы дополнительных мероприятий налогового контроля, что было связано с жалобой налогоплательщика на то, что положение п. 6 ст. 101 НК РФ является неопределенным, поскольку из него нельзя однозначно понять, когда именно может быть принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Отказывая в удовлетворении жалобы, КС РФ в определении от 27.05.2010 № 650-О-О отметил, что решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля выносится в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых.
Подобной позиции придерживается и арбитражная практика.
В постановлении от 17.07.2003 № А78-7085/02-С2-24/216-Ф02-2084/03-С1 ФАС Восточно-Сибирского округа подчеркнул, что «решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля может быть принято при наличии обстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и обоснованного решения об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности либо о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения на основании имеющихся материалов налоговой проверки». При этом важно учитывать, что дополнительные мероприятия налогового контроля являются самостоятельной формой налогового контроля и не являются повторной налоговой проверкой (см. об этом определение ВАС РФ от 21.05.2010 № ВАС-6072/10 по делу № А14-6516/2009-114/33, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.11.2006 по делу № А29-12276/2005а).
Из указанных правовых позиций можно сделать несколько важных выводов. Первый из них связан с тем, что дополнительные мероприятия налогового контроля могут проводиться лишь для проверки нарушений, выявленных в ходе налоговой проверки. Эти мероприятия не могут устанавливать дополнительные нарушения, совершенные налогоплательщиком в проверяемом налоговом периоде. Данный вывод неоднократно находил отражение в правовых позициях арбитражных судов (см. постановления ФАС Уральского округа от 27.04.2012 № Ф09-2560/12, от 05.07.2010 № Ф09-4951/10-С3 по делу № А50-31024/2009).
Справедливости ради надо сказать, что судебной...