• Журнал «Юридический справочник руководителя» декабрь 2012
  • Рубрика Взаимоотношения с государственными органами

Цепная реакция в налоговых правоотношениях

  • 0 комментариев
  • 9 просмотров
Понятие «встречная проверка» исключено из Налогового кодекса РФ почти шесть лет назад. Однако на практике налоговые инспекции продолжают проводить старые добрые «встречки», истребуя у контрагентов документы (информацию) о проверяемой компании и ее сделках. Причем все это происходит на вполне законных основаниях. Если полученные в ходе таких мероприятий документы (информация) будут свидетельствовать о налоговом правонарушении, то они станут приложениями к акту проверки. Казалось бы, той компании, у которой инспекторы требуют документы (информацию), бояться нечего, ведь проверяют-то не нее. Однако в реальности дело может обстоять совершенно иначе.


Налоговый кодекс РФ касается только двух форм налоговых проверок: камеральных и выездных. В то же время на практике налогоплательщики нередко сталкиваются еще и с так называемой встречной проверкой. По сути в данном случае речь идет о праве налоговых органов на истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках. Однако последствия подобных ревизий для хозяйствующих субъектов далеко не безобидны.

Понятие «встречная проверка» исключено из НК РФ еще в 2007 году. Соответствующие поправки в ст. 87 НК РФ были внесены Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ. Напомним, в этой статье было сказано, что если при проведении камеральной или выездной проверки у инспекции возникнет необходимость в получении информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), то она может истребовать документы, относящиеся к деятельности проверяемой фирмы, у других лиц. Это и есть встречная проверка.

В настоящее время в упомянутой ст. 87 НК РФ сказано, что налоговые органы проводят камеральные и выездные проверки, целью которых является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. При этом о встречной проверке не говорится ни слова.

Между тем в НК РФ теперь есть ст. 93.1 НК РФ. А она как раз регулирует истребование документов (информации) о компании и ее сделках. Там сказано, что истребование может осуществляться в рамках выездной налоговой проверки, дополнительных мероприятий налогового контроля или когда инспекции необходимо получить информацию относительно конкретной сделки.

Таким образом, несмотря на исключение из НК РФ понятия «встречная проверка», практически ничего не изменилось. Но поскольку «встречка» все же не является налоговой проверкой, по ее результатам не оформляется акт и не выносится решение, обязательное для исполнения контрагентом или проверяемым налогоплательщиком. Если полученные в ходе таких мероприятий информация или документы каким-либо образом свидетельствуют о правонарушении, которое совершила проверяемая компания, то они прилагаются в качестве доказательств к акту проверки, которая проводилась в отношении нее.

Казалось бы, истребование документов в рамках «встречки» самому хозяйствующему субъекту, который получил соответствующее требование налогового органа, ничего плохого сулить не может. Ведь в конце концов проверяют-то не его. Однако на практике события и для него могут развиваться далеко не благоприятным образом, но… обо всем по порядку.

«Встречная» ответственность

Прежде всего следует отметить, что в силу п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ представить инспекторам запрошенные документы (информацию), необходимые для налогового контроля, является налоговым правонарушением. «Сокрытие» лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ оно должно сообщить налоговому органу, в данном случае влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ. Нарушителю грозит штраф в размере 5000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). А в случае «рецидива», то есть если компания повторно в течение календарного года не представит документы (информацию), штраф составит уже 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Кроме того, за отказ инспекторам, непредставление запрашиваемых сведений в срок или представление в неполном объеме либо в искаженном виде предусмотрен административный штраф для должностных лиц в сумме от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Выполнить просьбу инспекторов несложно в том случае, если контрагентов у предприятия раз-два и обчелся. А что делать, когда количество партнеров исчисляется десятками, сотнями или даже тысячами? Если по сделкам с каждым из них потребуется собрать пакет соответствующих документов, то деятельность, можно сказать, «свидетеля» будет попросту парализована.

В связи с этим необходимо выяснить, как минимум, три вопроса.

Во-первых, нужно установить, а законно ли само истребование документов и информации.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.