Вопрос «дарения» в хозяйственной деятельности многогранен. Однако чаще всего мы сталкиваемся со следующими ситуациями: ценный подарок как стимулирующая премия конкретному сотруднику, подарок всем работникам к знаменательной дате, подарки контрагентам. Рассмотрим особенности оформления каждого из этих вариантов в делопроизводственной практике организации.
Награждаем лучших сотрудников
Трудовой кодекс РФ (ст. 191) дает перечень поощрений, доступных работодателю в общем порядке. К ним относятся:
- благодарность,
- премия;
- награждение ценным подарком;
- награждение почетной грамотой;
- представление к званию лучшего по профессии.
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также в отдельных отраслях – уставами 1 и положениями 2 о дисциплине.
Приказ о поощрении работника (работников) составляется по унифицированным формам № Т-11 или № Т-11а 3. Образцы их составления мы продемонстрировали в Примерах 1 и 2.
Обращаем ваше внимание, что указанные формы содержат строку «в сумме». Отдельные авторы при выдаче ценных подарков рекомендуют ставить в ней прочерк, очевидно считая, что она относится только к премии. Однако, на наш взгляд, данная строка должна содержать информацию о стоимости ценного подарка 4. Это подразумевает само назначение указанной стандартной формы. Как следует из текста постановления Госкомстата, данные формы предназначены для «учета труда и его оплаты». Поощрение как действие администрации организации по отношению к работнику не может являться «трудом» в общепринятом смысле этого слова, а значит, отражает порядок вознаграждения за труд. Если вознаграждение может быть выражено в денежном эквиваленте, это должно найти отражение в приказе. Данная графа должна оставаться пустой только в одном случае – если поощрение вообще не предусматривает материальной составляющей, например, при объявлении благодарности.
Пример 1. Приказ (распоряжение) о поощрении работника