Автор рассказывает о двух способах ведения бухгалтерского учета в организациях с обособленными подразделениями, выделяя достоинства и недостатки обоих, разъясняя, как обмениваются информацией головная организация и филиал, как происходит учет расходов между ними и каков порядок налогообложения.
Рассмотрим возможные способы ведения бухгалтерского учета в организациях с обособленными подразделениями, порядок документооборота и учет расчетов между головной организацией и филиалом, правила подачи бухгалтерской отчетности филиалами и особенности налогообложения.
Гражданское законодательство к филиалам относит обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все его функции или их часть (ст. 55 Гражданского кодекса РФ, далее - ГК РФ).
Обособленные подразделения не являются юридическими лицами и должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Они наделяются его имуществом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители филиалов назначаются организацией и действуют на основании ее доверенности.
Способы ведения бухгалтерского учета
Существуют два способа ведения бухгалтерского учета в организациях с обособленными подразделениями: централизованный и децентрализованный.
При первом, централизованном, способе учет всех операций, которые осуществляют указанные обособленные подразделения, ведет головная организация. Для этого каждое обособленное подразделение (филиал) передает ей все первичные учетные документы – как полученные от контрагентов, так и сформированные его работниками.
На основании этих документов бухгалтерия головной организации отражает данные в централизованном бухгалтерском учете.
При децентрализованном способе обособленные подразделения ведут бухгалтерский учет самостоятельно. Головная организация отражает в своем бухучете только свои осуществляемые финансово-хозяйственные операции. При этом бухгалтерская отчетность в целом по юридическому лицу составляется путем суммирования показателей учетных регистров головной организации и филиалов.
Порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в организациях, которые имеют обособленные подразделения, зависит от того, выделены последние на отдельный баланс или нет.
В первом случае (если обособленные подразделения выделены на отдельный баланс) бухгалтерский учет ведется децентрализовано, во втором (если обособленные подразделения не выделены на отдельный баланс) – централизованно.
Филиал не выделен на отдельный баланс
В сроки, установленные в учетной политике, филиал передает головной организации первичные учетные документы, оформленные вне ее расположения. В соответствии с первичными документами результаты совершенных филиалами финансово-хозяйственных операций отражаются в бухгалтерском учете головной организации.
Передача первичных учетных документов происходит согласно специальному реестру, оформленному в двух экземплярах. Организация самостоятельно разрабатывает форму реестра и утверждает ее в качестве приложения к учетной политике.
На основании ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) в реестре необходимо указать:
- наименование документа, номер и дату его составления;
- наименование обособленного подразделения (организации), которое составило реестр;
- перечень передаваемых документов с указанием их номеров и дат составления;
- подпись, Ф.И.О., должность сотрудника, передавшего документы;
- подпись, Ф.И.О., должность работника, принявшего документы;
- дату передачи (получения) документов.
Реестр оформляется не менее чем в двух экземплярах.
Правила документооборота между головной организацией и филиалом устанавливаются в учетной политике. Они должны предусматривать состав, порядок и сроки передачи информации обособленным подразделением в адрес компании и обратно. То есть в учетной политике нужно указать, какие документы, в какой срок и кем должны быть представлены в бухгалтерию головной организации из филиала и, наоборот, в бухгалтерию этого обособленного подразделения из головной организации.
Финансово-хозяйственные операции филиала, не выделенного на отдельный баланс, отражаются в аналитическом учете основной компании на дополнительных субсчетах, открытых к счетам ее бухгалтерского учета. Бухгалтерская отчетность по такому филиалу отдельно не составляется.
Филиал выделен на отдельный баланс
Филиал, выделенный на отдельный баланс, бухгалтерский учет ведет самостоятельно, обособленно от головной организации. При этом следует помнить о содержании п. 9 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н. Так, способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения.
Скажем, если в учетной политике для целей бухгалтерского учета указано, что амортизация по основным средствам организации начисляется только линейным способом, то филиал не может амортизировать находящиеся у него основные средства способом уменьшаемого остатка или путем списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования либо пропорционально объему продукции (работ).
В письме от 29.03.2004 № 04-05-06/27 специалисты Минфина России разъяснили, что организация самостоятельно устанавливает конкретный перечень показателей для формирования отдельного баланса своего подразделения и отражения имущественного и финансового положения подразделения на отчетную дату для нужд управления организацией.
Таким образом, отдельный баланс обособленного подразделения – это перечень показателей, с помощью которых отражается его имущественное и финансовое положение в целях составления бухгалтерской отчетности организации в целом.
Показатели деятельности обособленного подразделения формируются в определенной системе счетов бухгалтерского учета, которая называется рабочим планом счетов.
График документооборота между головной организацией и выделенным на отдельный баланс филиалом, рабочий план счетов, а также формы документов, разработанные организацией самостоятельно, утверждаются в составе учетной политики. В ней юридическому лицу необходимо указать рабочий план счетов головной организации и каждого филиала.
В рабочий план счетов филиала, как правило, не включаются счета, которые имеют значение для организации в целом:
- 75 «Расчеты с учредителями»;
- 80 «Уставный капитал»;
- 81 «Собственные акции»;
- 82 «Резервный капитал»;
- 83 «Добавочный капитал».
Счета бухгалтерского учета, которые включены в рабочий план счетов обособленного подразделения, должны быть тождественны аналогичным счетам рабочего плана счетов головной организации.
Документооборот
Обмен информацией между головной организацией и филиалом
В процессе внутрихозяйственных расчетов прием-передача затрат, обязательств и финансовых результатов между головной организацией и обособленным подразделением производится на основании документа, который называется «авизо», или «извещение». Унифицированной формы авизо не существует. Организация может разработать ее самостоятельно с учетом требований ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ и зафиксировать в учетной политике. В этом же организационно-распорядительном документе ей необходимо закрепить сроки передачи авизо из филиала в головную организацию и наоборот.
Авизо составляется в тех случаях, когда головная организация не участвует в осуществляемых филиалом хозяйственных операциях, и наоборот.
К каждому авизо...