Top.Mail.Ru
Порядок отражения в учете продажи недвижимости с убытком может вызвать некоторые трудности. Проанализируем типичные ситуации: если объект приобретен для последующей продажи, если продается основное средство и если к объекту применена амортизационная премия.

Одним из самых перспективных видов инвестиций в нашей стране является приобретение недвижимости. Цены на нее постоянно растут, и если не купить сегодня, то завтра денег уже может не хватить. Но, как верно было замечено древними, «tempora mutantur et noc mutamur in illis («времена меняются, и мы меняемся вместе с ними»)». Поэтому не исключено, что может возникнуть ситуация, при которой недвижимость, принадлежащую организации, необходимо будет срочно продать. И не обязательно с хорошей прибылью, хотя бы за ту цену, которую предложит первый же покупатель, т.е., возможно, и с убытком. Рассмотрим порядок бухгалтерского учета в подобной ситуации.

В регистрах бухгалтерского учета финансовый результат (как прибыль, так и убыток) от реализации имущества подлежит отражению на дату перехода права собственности (п. 12 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н).

Переход права собственности на объекты недвижимости подлежит государственной регистрации и возникает на дату внесения записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) (ст. 131 ГК РФ). Между подписанием приемопередаточного акта (исполнением договора купли-продажи) и регистрацией сделки в ЕГРП неминуемо пройдет какое-то время, в течение которого фактическим владельцем объекта будет уже покупатель, а юридическим – еще продавец.

Подписание акта приема-передачи (с чем согласен и Минфин России (письма от 22.03.2010 № 07-02-10/20, от 27.01.2012 № 07-02-18/01)) подлежит отражению записями: Дебет 45 Кредит 01 (субсчет «Выбытие основных средств») (41) 1.

На дату регистрации договора в ЕГРП продавец обязан будет начислить выручку от продажи объекта, включая сумму налога на добавленную стоимость, что отразится проводками:

  • Дебет 62 Кредит 91 (90);
  • Дебет 91 (90) Кредит 68 (субсчет «Расчеты по НДС»);
  • Дебет 91 (90) Кредит 45.

Полученный результат (прибыль или убыток) увеличивает (или уменьшает) финансовый результат продавца на дату отражения реализации объекта – дату регистрации перехода права собственности к продавцу.

Для целей налогообложения прибыли с 01.01.2013 реализация объекта недвижимости подлежит отражению на дату подписания акта приема-передачи на объект (п. 3 ст. 271 НК РФ в ред. от 29.11.2012), то есть существенно раньше, чем в регистрах бухгалтерского учета.

Из этого следует, что на дату подписания приемопередаточного акта у продавца возникают налогооблагаемые и вычитаемые временные разницы (п. 11 и 12 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н). От их сумм следует начислить (п. 14 и 15 того же ПБУ 18/02) отложенный налоговый актив и отложенное налоговое обязательство.

Начисление отложенного налогового актива следует...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Всегда ли нужно исправлять ошибки

Как показывает практика, далеко не все ошибки имеет смысл исправлять. Рассмотрим примеры из жизни, когда исправление ошибок может привести к негативным последствиям. Например, если бухгалтер доходы от продажи материалов отразил во внереализационных доходах, перепутал прямые расходы с косвенными, ремонт назвал модернизацией или «задвоил» реализацию товара.

Уменьшение затрат по решению суда

Поступившая новая информация не обязывает организацию вносить исправления в регистры бухгалтерского учета, равно как и подавать уточненные декларации. К такой новой информации, в частности, следует относить вступившие в силу судебные решения. Рассмотрим на примере порядок отражения в учете такого акта, который затрагивает снижение размера арендной платы, установленного муниципальными властями, задним числом.

Учет затрат по договору подряда с привлечением субподрядчиков

Подрядчик имеет право, не ставя в известность заказчика, привлечь субподрядчиков к исполнению своих обязательств по договору. Причем на практике порядок принятия работ от соисполнителей часто отличается от порядка, в каком его передает заказчику генеральный подрядчик. На примере покажем порядок отражения в учете затрат по договору подряда с привлечением субподрядчиков.

Аренда земельного участка под возведение объекта основных средств

При возведении объекта недвижимости кроме денег застройщику еще в обязательном порядке нужен и земельный участок, на котором этот самый объект будет находиться. Он может быть приобретен застройщиком в собственность либо взят в аренду. Проанализируем порядок учета расходов на аренду в регистрах бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

Расчеты между филиалами

Подразделения, которым открыты расчетные счета, имеют возможность самостоятельно вести расчеты с покупателями и заказчиками, а также с поставщиками и подрядчиками. Но в работе любого филиала может возникнуть нехватка собст­венных средств – и тогда приходится обращаться за финансовой помощью к головной организации. Последняя же вправе не только давать деньги, но и забирать их у подразделения на различные текущие нужды. Бывает, что определенная компания является для одного филиала продавцом, а для его «собрата» – покупателем. В таком случае вопрос оплат обычно решается с помощью взаимозачета. Как следует отражать в бухгалтерском учете эти и другие варианты расчетов между филиалами и головной компанией, автор показал ­на практических примерах.

Договор аренды: бухгалтерский учет и вопросы налогообложения

Министерство финансов в своих разъяснениях неоднократно заявляло, что акт об оказании услуг по аренде недвижимого имущества не является обязательным первичным документом и его составления не требуется. Однако пару месяцев назад счетные специалисты заняли противоположную точку зрения, указав на необходимость составления акта выполненных работ при договоре аренды. Как быть в этой ситуации бухгалтерам? Так есть ли необходимость составлять этот документ? Из статьи вы узнаете ответ на этот и другие насущные вопросы. Например, о правовых аспектах аренды недвижимого имущества, а также о порядке налогообложения и бухгалтерского учета доходов арендатора и арендодателя.

Учет запчастей при разборке техники, бывшей в употреблении

Автор рассмотрел порядок бухучета и налогообложения трех наиболее распространенных вариантов приобретения техники, бывшей в употреблении: для временного использования по прямому функциональному назначению, продажи целиком в составе одной инвентарной единицы или для разборки и продажи каждой пригодной запчасти по отдельности.

Резервный капитал: формируем и используем

Акционерные общества обязаны создавать резервный фонд. ООО могут это делать в добровольном порядке. Рассмотрим, каким образом он может формироваться за счет чистой прибыли и взноса имущества, а также каков порядок его использования. Автор на примерах показывает, как можно погасить убытки, выкупить ­собственные акции с целью уменьшения уставного капитала и погасить ­облигации.