Top.Mail.Ru

Революция в регулировании труда удаленных работников

Законодательство должно регулировать и моделировать общественные отношения, но ему далеко не всегда удается делать это своевременно. В апреле 2013 года в развитии трудового законодательства России произошел рывок, по замыслу его инициаторов призванный создать правовую базу для активно развивающегося сегмента трудовых отношений – дистанционной работы. Мы проанализировали положения новой главы 49.1, которая была включена в Трудовой кодекс РФ, и определили, какие вопросы в регулировании труда «удаленщиков» удалось решить законодателю, а какие остались нерешенными. И, конечно же, вас ждут отдельные формы документов для сопровождения трудовых отношений с дистанционными работниками.

Кто такие «дистанционные работники»

Сотрудники, работающие в режиме «он-лайн», уже давно стали реальностью, но законодательно данная форма трудовых отношений урегулирована не была. Именно этот пробел восполнил Федеральный закон от 05.04.2013 № 60-ФЗ, внеся изменения в Трудовой кодекс РФ1, которые вступили в силу уже с 19 апреля текущего года, легализовав существующее положение дел.

В действующее законодательство впервые введено понятие дистанционного работника. Попробуем разобраться в хитросплетениях текста статьи 312.1 «Общие положения». Итак, дистанционный работник2 – это сотрудник, заключивший трудовой договор о дистанционной работе. А у дистанционной работы есть следующие ключевые признаки:

  • трудовая функция выполняется вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя;
  • использование для выполнения данной трудовой функции и для коммуникаций с работодателем информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.

Получается, что под регулирование норм о дистанционной работе не подпадает достаточно много категорий работников. Например, работа телефонных операторов на дому, вообще вся работа надомных сотрудников, которые в процессе ее осуществления не подходят к компьютеру.

Более того, если буквально понимать написанное, то классических фрилансеров – дизайнеров, бухгалтеров, писателей и т.д. – тоже сложно будет оформить как «дистанционщиков». Прочтите фразу из статьи 312.1, обратив внимание на союз «и», выделенный нами: «...при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет». Если бы здесь стоял союз «или», было бы гораздо легче, но здесь стоит союз «и», а значит, чтобы считаться дистанционными работниками, люди должны использовать информационно-телекоммуникационные сети не только для связи с работодателем, но и в процессе выполнения своей работы! Тогда, что забавно, мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией: если сотрудник трудится с программным обеспечением «облачной технологии»3, то его работа, с точки зрения ТК РФ, дистанционная, а если только с локальными версиями – то нет.

То, что хорошо для студентов (помогает развивать правовой стиль мышления, логику) и правоведов-теоретиков (позволяет писать хорошие научные работы), обычно приводит к серьезным конфликтам между работниками и работодателями... а потом оставшиеся «углы» приходится шлифовать правоприменительной практике.

Мнение эксперта

Вопрос о необходимости законодательного регулирования труда дистанционных работников, можно сказать, рожден временем. В век информационных технологий, развития умственного труда, не привязанного к производственным объектам, удаленный труд становится довольно распространенным явлением. При этом работа на «удаленке» выгодна как самим сотрудникам, так и их работодателям. Первые работают в комфортных для себя условиях и не тратят силы и время на дорогу до офиса, вторые – экономят на площадях арендованных помещений и «коммуналке».

В то же время до недавних пор в ТК РФ имелась только глава 49 «Особенности регулирования труда надомников». Однако между надомниками и дистанционными работниками трудно поставить знак равенства:

  • в случае с надомниками имеется привязка к дому, тогда как работа на «удаленке» предполагает, что сотрудник выполняет свои служебные обязанности в любом удобном для себя месте;
  • работу на дом обычно брали люди с ограниченными возможностями или со сложными семейными обстоятельствами, которым трудно каждый день выходить на работу. Причем труд этих работников, как правило, малоквалифицированный – таким сотрудникам вовсе не обязательно «дружить» с компьютером и Интернетом. С другой стороны, для дистанционного труда как раз характерно использование высокотехнологичных средств и предметов труда, что требует высокой квалификации;
  • в большинстве случаев у надомников работа сдельная, а на «удаленке» может быть и повременной, как у обычных офисных сотрудников.

Иными словами, надомников и дистанционных сотрудников объединяет, пожалуй, лишь то, что свою работу они выполняют вне территории работодателя.

Ввиду отсутствия норм, регулирующих труд дистанционных работников, раньше таких сотрудников оформляли либо как надомников, либо заключали с ними гражданско-правовые договоры. В последнем случае работники лишались социальных гарантий, рисковали и работодатели.

Новый способ коммуникаций

Статьей 312.1 ТК РФ установлено, что в форме обмена электронными документами могут осуществляться:

  • заключение трудового договора;
  • ознакомление с локальными нормативными актами, приказами, уведомлениями и требованиями работодателя;
  • запрос и выдача документов, связанных с работой.

Одним из декларированных новшеств главы 49.1 ТК РФ является возможность взаимодействия сторон договора с использованием современных средств связи. Однако и в этой части нас ждет определенное разочарование:

  • во-первых, обмен электронными...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Временные послабления в процедуре проведения годовых общих собраний в ООО и АО

Главная особенность общих собраний текущего 2024 года – ​возможность провести их в заочной форме, даже если законом требуется проведение очного собрания. При этом общий порядок созыва собрания сохраняется и требуется учесть время на уведомление участников (акционеров). Увеличен минимальный процент голосующих акций, дающий специальные права акционерам. Также особые правила введены для определения кворума при принятии решений на собраниях некоторых хозяйственных обществ. Продлен срок полномочий совета директоров (наблюдательного совета) АО. Срок действия у перечисленных послаблений разный, так что на это тоже обратите внимание!

Покупаем авиабилеты: где лучше бронировать и на чем лететь

При организации командировок и турпоездок (для себя и своего шефа) часто важной задачей является грамотная покупка авиабилетов. Научим находить максимально выгодные ценовые предложения на нужный вам уровень сервиса. Где можно купить авиабилеты: не только на сайтах авиакомпаний и агрегаторов, но и у туроператоров, в системах бронирования, в т.ч. В2В – даем адреса полезных сайтов и объясняем плюсы и минусы каждого варианта. Какие бывают типы рейсов и самолетов, на что это влияет. Как разные классы обслуживания отличаются между собой по сервису до и во время полета, по цене билета. Как можно повысить класс обслуживания. Почему лучше регистрироваться в программах лояльности.

Выбираем тип маршрута для авиаперелета

Рассмотрим основные типы перелетов – в один конец (one way) и с возвратом (round trip) – что дешевле и где риски. Пополним копилку «авиазнаний» другими менее известными вариантами перелетов. А заодно проясним часто задаваемые вопросы: по каким документам можно бронировать билеты, сколько ошибок можно допустить, зачем заранее регистрироваться на рейс.

Как получить максимальный результат от международных выставок

Описаны правила предоставления госсубсидий, компенсирующих затраты отечественным компаниям на участие в зарубежных выставках: до 700 тыс. руб. для малых и средних предприятий и до 2 млн для крупного бизнеса! Опыт участия в выставках, в т.ч. за границей, позволил автору сформулировать ценные советы: алгоритм подготовки к выставке, секреты успешного стенда и грамотной работы сотрудников на нем, что важно предусмотреть, как собирать деловые контакты и быстрее избавляться от «зевак», как подводить итоги, чтобы дважды не наступать на одни и те же грабли и получить максимальный эффект от своих вложений. В июле 2023 г. прошел саммит Россия – Африка, мы активно разворачиваемся в сторону этого континента. Поэтому в данной статье добавлены детали работы в Алжире – одной из ключевых стран Африки.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).