Top.Mail.Ru
Какую часть отпуска и каким работникам можно заменить денежной компенсацией? Как при увольнении работника поступить с полагающимся ему, но еще не отгулянным отпуском? Вы поймете, какие возможности и ограничения таит в себе действующее законодательство. А благодаря примерам лучше разберетесь в возможных ситуациях и в том, какой комплект документов нужно составить под каждую из них.

Трудовое законодательство при соблюдении целого ряда ограничений позволяет произвести замену ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией. Ее размер вычисляется по простой формуле: дни, подлежащие замене, умножаются на средний заработок 1.

Однако ограничения в этом случае довольно жесткие. Прежде всего компенсировать можно только часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней за каждый год работы 2.

Пример 1

Если из-за переноса отпуска, полагающегося вам в размере 28 календарных дней за каждый год работы, в 2013 году у вас получилось 38 дней (28 в текущем году и 10 остались неотгуленными с прошлого года), то денежной компенсацией здесь ничего заменить нельзя!

Дословное толкование законодательных норм приводит нас к достаточно простому выводу – компенсировать можно только дополнительные отпуска. При этом действует запрет на замену денежной компенсацией ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях. Фактически это означает, что компенсации подлежит дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день и дополнительные отпуска, установленные самим работодателем. Причем беременным женщинам и работникам в возрасте до 18 лет отпуск может быть заменен на компенсацию только при увольнении с работы.

Все эти нормы преследуют одну цель – сохранение здоровья работника. Хотя стоит заметить, что многие сотрудники относятся к ним не как к гарантиям, а как к ограничениям.

Мнение эксперта

Для предоставления денежной компенсации взамен отпуска необходимо наличие одновременно 5 элементов:

  • у работника возникло право на получение ежегодного оплачиваемого отпуска, часть которого подлежит денежной компенсации;
  • замене подлежит именно та часть отпуска, которая за каждый проработанный сотрудником год превышает 28 календарных дней;
  • работник, которому вместо отпуска предполагается выплатить денежную компенсацию, не относится к категориям лиц, в отношении которых такая замена не допускается законом;
  • работник инициировал предоставление ему денежной компенсации, подав письменное заявление о ее выплате (предусмотрено ст. 126 ТК РФ);
  • работодатель согласен осуществить замену части ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией в соответствии с заявлением работника (ведь замена отпуска деньгами – это право, а не обязанность работодателя, что подчеркивается и в письме Роструда от 01.03.2007 № 473-6-0). Это оформляется сначала положительной резолюцией на заявлении, а потом приказом (затем на его основании бухгалтерия и кадровая служба выплачивают деньги, отражают это в записке-расчете, личной карточке работника и графике отпусков).

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязателен? Что про оформление приказа надо конкретизировать в ЛНА?

Являются ли положения ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязательными? Если нет, то можно ли заложить иные правила оформления организационно-распорядительных документов в локальном нормативном акте организации? Как документировать добровольное присоединение организации к стандарту? Что в этом случае необходимо детализировать в Инструкции по делопроизводству организации об оформлении документов? Объясняем на примере приказов и распоряжений. Вопросы читателя стали поводом для подробного разбора этой интересной темы.

Деловая переписка с партнерами из арабского мира и Ирана

Показываем состав, правила оформления и схему расположения реквизитов делового письма, принятого в арабском мире и в Иране. У них много общего, но есть и отличия. Вы сразу заметите обилие этикетных фраз и даже уместность обращения к Богу. Зная структуру их письма, вы сможете в нем быстрее ориентироваться. И даже если будете сами составлять письмо на английском языке, сможете вложить в него привычные адресату формулировки. Обратите внимание на отличие их календаря от нашего. Показываем, как перевести «арабские» и «персидские» даты в наши и наоборот. А начинаем разговор с вопроса о том, на каком бланке письма отечественные организации ведут международную переписку и что советует ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Как указать справочные данные об организации на бланке письма

Даем необходимый ликбез по составу сведений об организации на бланке письма. Как правильно написать юридический и почтовый адреса, телефон и факс, сайт и электронную почту, идентификационные коды и банковские реквизиты. Что из этого не могут указывать госорганы и органы местного самоуправления. Что предписывают нормативные документы и какая практика сложилась. Какие сложности с адресом надо учитывать (юридические последствия, порядок элементов адреса, возможные сокращения). Как использовать знаки препинания.

Можно ли ламинировать документы?

Прямого запрета ламинировать документ (запаивать в пленку) в законодательстве нет. Но вы рискуете при этом лишить его юридической силы! Во-первых, рассматриваем судебную практику, которая показывает, в чем проявляется ущербность заламинированного документа и когда она возникает. Во-вторых, нотариусы обычно отказываются удостоверять копии с заламинированных документов. Отдельно рассматриваем ситуацию с дипломами об образовании, подсказывая, как можно сгладить последствия допущенной оплошности в случае их ламинирования.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?