Top.Mail.Ru
Каждый бухгалтер знает, что при наличии в листке нетрудоспособности ошибок Фонд социального страхования откажется оплачивать расходы на выплату пособия. Посмотрим, какие разделы документа следует изучить при приеме документа от работника, а также как правильно заполнить оставшиеся разделы.

Листок нетрудоспособности с каждым годом становится все более сложным документом и вызывает у бухгалтеров больше вопросов. Очень важно не только самому правильно внести записи в ту часть, которая заполняется работодателем, но и проверить правильность оформления соответствующего раздела медицинской организацией, когда вы принимаете больничный лист от работника. Ведь в случае наличия ошибок Фонд социального страхования откажется оплачивать расходы по данному документу.

Листок нетрудоспособности

Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность и подтверждающим освобождение от работы, является листок нетрудоспособности. На это указано в ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и в п. 17 письма ФСС РФ от 28.10.2011 № 14-03-18/15-12956.

Форма листка нетрудоспособности утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 347н «Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности».

Порядок выдачи листков нетрудоспособности прописан в приказе Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» (далее – Порядок).

Листок нетрудоспособности выдается в следующих случаях:

  • при временной потери трудоспособности;
  • на период долечивания в санаторно-курортных учреждениях;
  • при необходимости ухода за больным членом семьи;
  • на период карантина;
  • на время протезирования в условиях стационара;
  • на период отпуска по беременности и родам (а также при усыновлении ребенка в возрасте до трех месяцев).

В общем случае выдачу листков нетрудоспособности осуществляют лица, имеющие лицензию на медицинскую деятельность, включая работы/услуги по экспертизе временной нетрудоспособности (п. 2 Порядка). Из этого правила есть и исключения. К примеру, не выдают больничные работники организаций скорой медицинской помощи, станций переливания крови, приемных отделений больниц и т.д. (п. 3 Порядка).

Заполняем бланк

Листок нетрудоспособности состоит из трех разделов:

  1. «Заполняется врачом медицинской организации»;
  2. «Заполняется работодателем»;
  3. корешок бланка – «Заполняется врачом и остается в медицинской организации».

Все записи в листке нетрудоспособности выполняются на русском языке печатными заглавными буквами чернилами черного цвета либо с применением печатающих устройств (абз. 1 п. 56 и абз. 1 п. 65 Порядка). Работники Фонда допускают возможность заполнения одного бланка смешанным способом – рукописным и с использованием принтера1. Специалисты Ульяновского отделения ФСС РФ также согласны с комбинированным методом заполнения листка нетрудоспособности, отмечая при этом недопустимость заполнения одной строки печатным шрифтом и вручную2.

Еще один важный момент: все записи в листке нетрудоспособности выполняют чернилами черного цвета (абз. 1 п. 56 и абз. 1 п. 65 Порядка). Отказ от синего цвета чернил обусловлен тем, что одна из степеней защиты бланка – волокна синего цвета. При сканировании синие чернила будут сливаться с волокнами, что затруднит распознавание документа3.

Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки. Не получится воспользоваться шариковой ручкой (абз. 1 п. 56 и абз. 1 п. 65 Порядка).

Все записи осуществляются в специально отведенных ячейках, начиная с первой ячейки; они не должны заходить за пределы границ ячеек (абз. 2 п. 56 и абз. 2 п. 65 Порядка).

Если же говорить о печати работодателя и медицинской организации, то законодательство не устанавливает каких-либо требований к их форме и тексту оттиска (за исключением печатей с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации). Допускается в локальном нормативном акте самостоятельно определить количество печатей и порядок их использования (п. 2 письма ФСС РФ от 28.10.2011 № 14-03-18/15-12956). Печати могут выступать за пределы специально отведенного места, но не должны попадать на ячейки информационного поля бланка листка нетрудоспособности (абз. 3 п. 56 и абз. 3 п. 65 Порядка). Если печать все же попала на ячейки информационного поля, то она не должна препятствовать распознаванию символов, указанных в этих ячейках4.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Подсчитываем среднесписочную численность

Сведения о среднесписочной численности работников являются одним из критериев, по которому организации и индивидуальные предприниматели могут быть отнесены к субъектам малого или среднего бизнеса. А это в свою очередь влияет на применение некоторых льгот, обязательность принятия локальных нормативных актов в компании. Помимо этого, на основании отчета о численности налоговики анализируют уровень заработных плат на предприятии и сумму зарплатных налогов.

Возврат переплаты по страховым взносам, уплаченным до 2017 года

Переплату по взносам, возникшую до 2017 г., можно только вернуть, зачесть не получится. За ее возвратом следует обращаться в ФСС РФ (по взносам на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и ПФР (по взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование). Рассмотрим на примерах, как заполнить заявления на возврат.

Как уточнить СЗВ-М

Выясним, как уточнять сведения о застрахованных лицах в ПФР (по форме СЗВ-М). В частности, когда вы сдаете первичный отчет (исходная форма) и когда вторичный (дополняющая / отменяющая формы). Поскольку никакого конкретного порядка заполнения и уточнения формы СЗВ-М законодательством не установлено, у бухгалтеров возникает множество вопросов.

Какие документы необходимо выдать сотруднику при увольнении?

Главный документ, который должен получить сотрудник при увольнении, – это трудовая книжка. Однако есть и другие не менее важные документы, которые необходимо выдать увольняющемуся работнику. Часть из них работодатель должен представить в обязательном порядке, другие – по письменному заявлению сотрудника. Разберемся подробнее.

Представительские расходы: оформляем документы

Несмотря на то, что нормы об учете представительских расходов давно не претерпевали изменений, они традиционно вызывают большой интерес. Руководство хочет как можно больше затрат отнести к представительским расходам, бухгалтеры же знают, что налоговики тщательно проверяют все позиции. Разъясним, какие затраты представительскими быть не могут, какие документы необходимы для обоснования и как их оформить.

Знакомимся с новыми правилами выдачи документов, заменяющих кассовый чек

Кто может не применять ККТ по новым правилам? Какой документ вместо кассового чека можно выдать? Какие реквизиты он должен содержать? Каковы правила его выдачи? Кто должен вести журнал учета документов и где хранить копии?

Документы выписаны не на того контрагента: исправляем ошибку

Компания оказала услугу, на которую необходимо оформить акт и счет-фактуру. Бухгалтер при составлении этих документов ошибся и в программе указал другого контрагента. Спустя какое-то время ошибка обнаружилась, и перед специалистом возник вопрос о том, как исправить свою оплошность, если, допустим, декларация по НДС уже сдана? Очевидно, что и первичка (акт об оказании услуг), и счет-фактура оформлены ошибочно. Но здесь нужно не вносить исправления в документы, а аннулировать оформленные и одновременно составить правильные.

Все о бланках строгой отчетности

В первой половине мая Правительство утвердило положение об осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, при условии выдачи бланков строгой отчетности. Автор анализирует новый документ, рассказывает, какие обязательные реквизиты теперь должны быть указаны в БСО, как происходит их учет и хранение, как проводить ревизию бланков, какие старые БСО еще действуют, какова ответственность за неприменение бланков строгой отчетности. Кроме того, затронуты вопросы и неясности, которые возникли после утверждения этого документа.