В предыдущих частях статьи мы рассказывали о новых законодательных подходах к системе госзаказов, а также об измененном порядке проведения закупочных процедур. Теперь же поговорим непосредственно о заключении контракта, экспертизе его исполнения, случаях отказа от контракта и признания закупочной процедуры недействительной.
В предыдущих статьях мы уже говорили, что вводимый в действие с 1 января 2014 г. новый закон о контрактной системе существенно расширяет понятие закупочного процесса. Если предыдущий закон регулировал закупки до момента заключения договора с победителем (либо единственным поставщиком), то теперь под контролем будет также процесс исполнения договора сторонами. Новые правила неизбежно повлекут изменение привычного порядка работы. Поэтому потенциальным поставщикам еще в момент принятия решения об участии в закупке важно понимать, что их может ждать в случае победы в процедуре закупки.
Заключение контракта
Эта процедура мало изменилась по сравнению с той, что прописана Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ).
По результатам процедур, проводимых на электронной торговой площадке, контракт по-прежнему должен будет заключаться в электронном виде. Проект контракта (без подписи заказчика) посредством торговой площадки, на которой проводился аукцион, будет направляться победителю. Он обязан будет подписать его с использованием усиленной электронной подписи в течение 5 дней с момента получения.
Для остальных случаев победителю закупки будет достаточно подписать бумажный вариант контракта. В случае проведения конкурса проект контракта также будет направляться победителю, который должен будет подписать его в течение 15 дней с момента получения.
При процедурах запроса котировок и запроса предложений победитель не должен ждать направления ему контракта заказчиком, а должен самостоятельно его оформить на основании образца, содержащегося в закупочной документации, и в подписанном виде передать заказчику.
Передачу заказчику экземпляров контрактов в бумажном варианте во всех случаях следует оформлять сопроводительным письмом либо фиксировать факт передачи иным образом. Одновременно с передачей контракта победитель также будет обязан передавать заказчику подтверждение его обеспечения (когда обеспечение контракта было предусмотрено закупочной документацией).
Победитель, своевременно не представивший подписанный контракт и обеспечение, будет считаться уклонившимся от заключения контракта (ч. 3 ст. 54, ч. 13 ст. 70, ч. 11 ст. 78 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее – Закон № 44-ФЗ). Это будет означать, во-первых, утрату ранее внесенного обеспечения заявки (ч. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ), а во-вторых, внесение в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). Лицо, сведения о котором будут содержаться в таком реестре, в течение двух лет не сможет выступать в качестве участника закупок (ч. 9 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).
Экспертиза исполнения контракта
Один из слабых моментов действующей системы государственных закупок – отсутствие ответственности заказчика за ненадлежащую приемку товаров, работ, услуг, в том числе в связи с отсутствием правил проведения такой приемки. Это провоцировало отдельных заказчиков на нарушения, выражающиеся в приемке заведомо некачественного исполнения по контракту. Как следствие, возникала необходимость в повторной закупке, что влекло нерациональное расходование бюджетных средств.
Закон № 44-ФЗ возлагает на заказчиков обязательное (до момента подписания документов...