Top.Mail.Ru

Закон о медиации: практика применения

Закон о медиации действует уже более трех лет. Но до сих пор этот механизм разрешения споров и конфликтов не пользуется особой популярностью. Автор анализирует практику применения указанного закона, основные положения документа, рассказывает о том, как выбрать медиатора, кто может и кому нельзя заниматься медиацией, и о многом другом.

С развитием предпринимательства растет и количество поводов для конфликтов с контрагентами, работниками и партнерами по бизнесу. Нередки споры между собственниками бизнеса, которые, как правило, заканчиваются разделом или банкротством предприятия, увольнением сотрудников, экономическими потерями. При этом использование для разрешения подобных конфликтов консервативных способов имеет ряд очевидных недостатков. Но с недавнего времени появилась официальная возможность урегулировать спор альтернативным способом, прибегнув к медиации. Рассмотрим накопившийся опыт применения этой процедуры.

Прошло уже более трех лет с тех пор, как вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее – Закон о медиации), предоставивший сторонам официальную возможность обратиться к медиации. Конечно, закон требует доработок. Еще при его принятии было очевидно, что едва ли он будет работать в первоначальном виде. Так и получилось. За время действия закона количество споров, завершившихся примирением с участием медиатора, составило менее 1%. Но сделать некоторые обобщения о практике применения закона судами можно уже сегодня.

Эффективность проведения процедуры досудебной медиации несколько выше, чем во время арбитражного процесса, который требует хорошей подготовки, большего количества сессий, массы подписанных соглашений и предельной судебной эффективности. При этом разногласия сторон (в первую очередь собственников бизнеса) зачастую требуют участия не только медиаторов-юристов, но и медиаторов не юристов (например, психологов, конфликтологов), поэтому наибольший эффект можно получить с помощью ко-медиации, проводимой сразу несколькими медиаторами. Нужно заметить, что в некоторых судах активно внедряется институт медиации. Например, при судах в Ивановской области работают посредники с психологическим образованием. Медиатор помогает снизить степень конфликтности, привести контрагентов к соглашению. Хотя медиаторы привлечены далеко не во все суды, они уже помогли людям заключить не один десяток соглашений.

Примечательно, что сами арбитры отмечают следующие достоинства альтернативной процедуры урегулирования споров:

  • гарантии правовой защищенности субъектов экономического оборота;
  • гармонизация отношений;
  • снижение конфликтности;
  • высокая социальная значимость.

Кроме того, одним из преимуществ процедуры медиации является ее конфиденциальность. Стороны могут быть уверены, что посредник не раскроет информацию, ставшую известной ему в ходе проведения примирительной процедуры, без их согласия. Медиатора нельзя допросить в качестве свидетеля об информации, ставшей ему известной в ходе проведения примирительной процедуры. Впрочем, посредническим соглашением могут быть установлены другие правила.

Первые шаги

Первый опыт применения Закона о медиации связан с рассмотрением корпоративного спора 14 января 2011 года в Арбитражном суде Омской области. Слушалось дело № А46-16046/2010 о признании недействительным решения общего собрания по заявлению акционера ЗАО. По предложению ответчика были привлечены профессиональные медиаторы для проведения процедуры медиации. Рассмотрев документы, подписанные после альтернативного урегулирования спора, суд впервые в России утвердил в качестве мирового медиативное соглашение, которого стороны достигли в результате медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда.

Через год после вступления в силу закона был принят Кодекс медиаторов России. Он определил нравственно­этические нормы деятельности медиаторов и медиативных организаций. В своей деятельности медиаторы и саморегулируемые организации медиаторов должны руководствоваться правилами этого кодекса. Его так называемые нормы «мягкого права» помогают обеспечивать действенный механизм регулирования и контроля качества услуг, предоставляемых медиаторами. В сущности, они не относятся к разрешению споров. Но в европейских странах такие системы играют все большую роль в сфере исполнения законов, изменения мышления и поведения. Таким образом, они повышают уровень культуры в сфере разрешения споров и способствуют предотвращению новых конфликтов.

Практическое применение

Как разъяснил Минэкономразвития России в письме от 12.05.2011 № Д06-2472, медиативное соглашение, заключенное сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Законные проценты: практика применения

В середине прошлого года в ГК РФ появилась новая статья 317.1 «Проценты по денежному обязательству». Ее применение сразу вызвало множество вопросов у представителей юридического сообщества. Например, можно ли одновременно применить данную статью и ст. 395 ГК РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами? Мы проанализировали практику применения новой статьи и нашли ответы на самые актуальные вопросы.

Как быть с валютными кредитами?

В связи с существенной девальвацией рубля многие граждане, которые брали кредиты в иностранной валюте, оказались в сложной экономической ситуации. Некоторые из них пытаются уменьшить долговое бремя, договариваясь с ­банками на добровольных началах. Другие обращаются в суд, пытаясь оспорить кредитный договор или установить валютный курс. Узнаем, в каких случаях валютные ­заемщики имеют шансы на успех в суде, а в каких подача иска окажется ­безрезультатной.

Подводные камни договоров с инкассаторами

Предпринимателям, которые пользуются услугами инкассаторов важно знать, что организации, занимающиеся инкассацией, обычно предлагают заключить договор по своей типовой форме. Однако она, чаще всего, содержит немало невыгодных для клиента условий. Это и ограничение ответственности инкассаторской организации, и установление платы за отказ клиента от договора, и упрощенное подтверждение факта оказания услуг. А между тем сама инкассаторская организация может не иметь достаточную оснащенность средствами охраны, что ведет к риску утраты ценностей клиента. Выясним, какие нюансы необходимо ­учитывать, ­подписывая договор на инкассацию.

Какие из банковских комиссий являются незаконными?

Не секрет, что некоторые банки взимают со своих клиентов различные комиссии, как говорится, за каждый чих. Практика показывает, что жадность отдельных банков переходит все границы, и недовольные клиенты идут в суд, чтобы оспорить незаконные комиссии. Но за что на самом деле банк вправе взимать плату с клиентов, а за что – нет? Из статьи вы узнаете ответ на этот вопрос.

Как поступить, если арендатор оставил имущество?

Бизнесмены, у которых основной вид деятельности связан со сдачей в аренду недвижимости, нередко сталкиваются с ситуацией, когда у арендатора возникают финансовые сложности и он не в силах оплачивать арендную плату. Поговорим о том, как коммерсанту в этом случае лучше себя вести, и постараемся дать несколько советов, позволяющих снизить риски для арендодателя от обращения оставленного арендатором имущества в свою пользу.

Некоторые практические вопросы отправки претензий

Представляем вашему вниманию статью победителя конкурса «Профессиональное братство в действии», посвященную вопросам, которые могут возникнуть у предпринимателей при отправке претензии контрагенту, не выполняющему обязательства по договору.

Особенности договора аренды торговых площадей

Зачастую договор аренды по своему объему может сравниться с небольшой книгой. Немудрено, что предпринимателю трудно сориентироваться в таком количестве страниц, когда нужно не только прочитать информацию, но и проанализировать ее. Бывает, что предприниматель просто наудачу ставит свою подпись под соглашением. Вот тут и начинаются сюрпризы. Арендодатель, как опытный охотник, расставляет по тексту немало хитрых ловушек для арендатора. Например, вы решили кардинально поменять сферу деятельности, потому что в данный момент работаете в убыток. Однако оказывается, что подписанный вами договор запрещает «самоуправство». Таким образом вы попали в зависимость от мнения собственника торгового центра. Кроме того, вы должны понимать, что приложения к договору тоже являются его частью, поэтому их нужно внимательно изучать. Автор поможет разобраться в условиях договора, предупредит о возможных ловушках и посоветует формулировки, выгодные вам.

Протокол разногласий к гражданско-правовому договору

В статье рассмотрены случаи, когда необходимо составлять протокол разногласий, его отличия от дополнительного соглашения и приложения к договору, приведен образец протокола разногласий и протокола согласования разногласии. Кроме того, мы поговорим о последствиях, к которым приводит оставление протокола разногласий без внимания.