Top.Mail.Ru

Интриги и слухи могут разрушить коллектив и всю компанию

Кому выгодны слухи и к чему они могут привести? Как бороться с ними руководителю и какие HR-методы уже опробованы практикой?

В любой организации существует обмен информацией. Сотрудники получают задания и необходимые данные на планерках, совещаниях, корпоративных семинарах, собраниях. Кроме того, существуют специальные формы – носители информации (например, корпоративный форум, сеть интранет или базы данных). Существует также документооборот. Все эти системы обмена информацией предназначены для того, чтобы руководство компании могло контролировать информационные процессы, происходящие в ней.

Формализация информационного обмена имеет много общего с разного рода ритуалами, правилами проведения официальных церемоний, ношением униформы с фирменной символикой. Любая организация стремится внести некоторую долю единообразия в систему взаимоотношений сотрудников. В фирме все как бы говорит о том, что разного рода нерабочие отношения должны быть минимизированы (например, не поощряются любовные связи между сотрудниками).

Зачем все это нужно? Дело в том, что помимо официальных коммуникаций в организациях всегда существуют неформальные взаимодействия. Человек по своей природе – существо общественное (у него сильна потребность в общении). Как известно, на работе мы проводим значительную часть своей жизни, а значит, наше стремление общаться реализуем на своем рабочем месте. Обсуждение различных рабочих моментов происходит зачастую в «курилках», во время совместных обедов и других неформальных встреч сотрудников.

Что могут сделать сплетни?

Пример 1

В фирме, занимающейся оптовыми продажами фармацевтических препаратов и медицинского оборудования, слухи являлись важной составляющей повседневной жизни организации. Причем руководство само активно интересовалось тем, какая информация циркулирует среди сотрудников. Так, генеральный директор фирмы, финансовый директор и директор по персоналу значительную долю своего времени тратили на обсуждение тех или иных работников, их личной жизни, контактов, интересов. Эти представители топ-менеджмента не чурались также лично просматривать электронные сообщения отдельных сотрудников, проверять список телефонных звонков и устанавливать, с кем контактируют их подчиненные.

Несмотря на то, что в тот период ситуация на рынке была более чем благоприятна для развития фирмы, организация в пережила сильный кризис: работники, отлично знавшие о «детективных пристрастиях» начальства, стали «мстить» своему руководству, просто-напросто продавая очень ценную информацию конкурентам. Эта организация работает по сей день, но имидж привлекательного работодателя ей сохранить не удалось.

Пример 2

В производственную компанию был приглашен на должность директора по развитию талантливый менеджер, до этого работавший на аналогичной должности в других фирмах и имевший успех. Генеральный директор был очень заинтересован в этом человеке, зная, что на прежних работах он проявлял исключительное рвение, отличался энергичностью, умением быстро оценить ситуацию на рынке труда и сочетал практицизм с незаурядными аналитическими способностями.

Появление новой фигуры в команде топ-менеджеров вызвало массу интереса со стороны руководителей подразделений. По их мнению, эту должность должен был занять кто-то из них. Поэтому они развернули целую информационную войну против «новобранца». Руководители подразделений формально соглашались с его нововведениями, а в кулуарах распространяли слухи о том, что новый директор по развитию является, по сути, карьеристом, желающим выслужиться перед акционерами и занять пост генерального директора. Главе фирмы все периодически намекали на то, что он «пригрел змею у себя на груди». А среди рядовых сотрудников (благодаря «работе» их руководства) поползли слухи о том, что скоро «власть переменится» и начнутся массовые репрессии в виде увольнений, лишений премий и т.д.

Опасаясь развития интриг, генеральный директор был вынужден с сожалением уволить нового сотрудника. Бывший директор по развитию устроился работать в конкурирующую компанию и через полтора года помог занять ей лидирующие позиции в отрасли.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Амбиции руководителя

На каком этапе развития сейчас находится Россия – прогноз Льва Гумилева опытный управленец сравнивает с объективной реальностью, которая нас окружает. Какие цели поддерживаются сейчас попутным ветром перемен. Через какие стадии развития проходит человек, прежде чем амбициозные цели станут для него естественными. Почему стоит замахиваться на глобальные цели.

Телефонный этикет – советы на каждый день

Как начать телефонный разговор? Кто его должен завершать? Как помощнику «созвонить» своего руководителя с другим человеком? Как реагировать на 2-й звонок, если вы еще не завершили разговор с 1-м собеседником? Зачем выключать телефон, когда вы пришли на переговоры? И наоборот, что делать, если при этом вы ждете важный звонок или сообщение? Поясняем эти и другие моменты, с которыми мы постоянно сталкиваемся при деловом общении по телефону.

Мотивация на острие треугольника, или Новый взгляд на пирамиду Маслоу

После новогодних каникул надо «включить» себя и весь коллектив в работу. Руководителям приходится активно мотивировать подчиненных и постоянно стимулировать их к плодотворному труду, наподобие того, как это делают родители по отношению к своим детям. Почему один движется сам, а на другого приходится тратить силы, внимание, время? Ответ на этот вопрос дает теория Маслоу, сформулированная им уже в зрелые годы. Большинство знает ее укороченный вариант, предлагаем ознакомиться целиком, и тогда многое станет понятно. А заодно покажем современный ассортимент иных концепций мотивации.

Корпоратив в русском стиле

Что особенного может дать новогодний корпоратив в русском стиле, т.е. сначала отвечаем на вопрос «зачем?» А потом показываем, как организовать такой праздник: примеры игр и секреты успеха этого мероприятия.

Как распознать и обезвредить манипулятора?

Хотите распознать «кукловодов» в своей жизни и стать свободным от их «нитей-щупалец»? Тогда эта статья для вас! Разобраться вам поможет описание приемов манипуляторов, снабженное «иллюстрациями» в виде конкретных ситуаций. А дальше вы получите в свое распоряжение целый арсенал: когда не будете уверены в факте манипуляции или не захотите накалять ситуацию, сможете воспользоваться пассивными методами защиты... но если терять уже нечего, то сможете перейти и к активным действиям. Имея такой щит и меч, отучите манипуляторов от мысли, что вы – легкая добыча! Ценность статьи – в предложенных простых и эффективных способах поведения, формулировках для диалогов и внутренних установках (вы поймете, что как работает).

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

«Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет. Тихонько сказку расскажи – на свете правды больше станет». Сказка способна лечить детей и взрослых, помогает им находить решения в сложных жизненных ситуациях. Как ей это удается? Какой язык и какие приемы она использует? Какие виды сказок чему учат? Как подобрать сказку под конкретные потребности и возраст слушателя?

Подпись глазами графолога

Большинство документов сейчас распечатывается на принтере, но рукописная подпись на них все же присутствует. Что она может рассказать вам о ее обладателе? Мы на примерах объясняем, как провести ее графологическую экспертизу (в каком порядке действовать, какие элементы подписи о каких чертах личности могут свидетельствовать, как относиться к полученным выводам).

Эмоциональный шантаж

Описание типажей манипуляторов, прибегающих к эмоциональному шантажу, и используемых ими приемов поможет вам лучше распознавать их в своем окружении (активных и молчаливых карателей, самопожертвователей, мучеников, искусителей). Далее предлагаем алгоритм выхода из-под манипуляции: как изменить свои установки и роль, что отвечать в конкретных ситуациях (при попытке заставить сдаться немедленно, при угрозах, оскорблениях, навешивании ярлыков... и для преодоления враждебности).