• Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» сентябрь 2013
  • Рубрика Прецедент

Продажи на рабочих местах: разрешить или загнать в подполье?

  • 0 комментариев
  • 32 просмотра
Продажи на рабочем месте – явление, распространенное в тех коллективах, где у работников есть свободное время. Как правило, они серьезно не влияют на производительность труда. Вместе с тем оставлять такую торговлю на откуп сотрудника нельзя. Нельзя допустить, чтобы она начала влиять на результативность работников или стала базой для неформальных отношений, которые скажутся на рабочем процессе. Рассказано, как с этим бороться и можно ли уволить таких сотрудников.


Сотрудник в рабочее время продает коллегам косметику по каталогу. Знакомая картина? С первого взгляда, в такой «подработке» нет ничего плохого. Однако давайте посмотрим внимательнее. Не ослабление ли это дисциплины, не использование ли рабочего времени в личных целях, а рабочего места – не для выполнения трудовой функции? Да и имидж работодателя как организации может пострадать.

Проблема организации продаж на рабочих местах может затронуть любого работодателя. Давайте разберем вопрос об основных причинах возникновения данного явления, возможные положительные и негативные последствия и решим для себя, что и в каких ситуациях лучше предпринимать.

Причины организации продаж

Занятие продажами на рабочем месте, будь то косметика или одежда по каталогам, или детские товары по совместным закупкам, или прочие предметы, не возникает без причины. Работал человек, работал и вдруг начал торговать не отходя от рабочего места. Просто так подобное не случается. Разберемся в причинах данного явления.

1. Свободное время

К сожалению, возможность заняться на рабочем месте посторонними делами в 90% случаев означает недозагруженность работника. При этом недозагруженность может иметь два различных основания:

  • действительно малое количество дел, заданий у работника;
  • высокая продуктивность работы сотрудника, успевающего выполнять работу «за двоих» да еще оставлять время для личных интересов.

В первом случае – это звоночек для работодателя, который должен пересмотреть нормы труда или численность штата. Во втором – скрытый намек на неоцененность потенциала работника, который вот-вот может поменять работодателя по причине этой неоцененности, если в ближайшее время ничего в отношении условий его труда не предпринять (повысить в должности, увеличить зарплату и т.д.).

Имея много свободного времени в совокупности с интересом к коммерции, работник может попытаться заняться продажами прямо на рабочем месте. Все равно время есть.

2. Низкая заработная плата

Недостаток средств при любви к своей работе толкает многих на поиски дополнительного заработка. Кто-то идет в утренние почтальоны или расклейщики объявлений, кто-то начинает вязать и шить на заказ, кто-то подрабатывает ремонтами после окончания рабочего дня, кто-то – разовыми услугами. Однако у таких подработок есть нечто общее и отличное от подработки непосредственно на работе:

  • все эти подработки случаются за пределами рабочего времени;
  • не по месту основной работы;
  • работодатель не вправе повлиять на наличие у сотрудника посторонней подработки.

При организации же продаж на своем рабочем месте работник, стремясь получить дополнительный заработок, использует офис работодателя и оплачиваемое им рабочее время. А вот на подобную ситуацию работодатель повлиять вправе. Но об этом – чуть ниже. При отсутствии потребности в дополнительном заработке сотрудник, имея лишнее свободное время, скорее всего, играл бы в компьютерные игры или сидел бы в Интернете.

Низкая оплата труда заставляет искать дополнительный заработок, который удобнее всего получать, работая не за пределами рабочего дня, а во время него.

3. Потребность коллег в организации продаж

Не секрет, что существуют достаточно хорошие серии косметических продуктов, распространяемых только по каталогам. Кроме того, в одном коллективе могут работать сотрудники со схожими интересами (рыбалка, спорт, садоводство) или одинакового статуса (семьи с маленькими детьми). Именно схожесть интересов толкает на организацию совместных закупок, основным критерием которых является крупная сумма общего заказа и, как следствие, скидки.

Легкость в поисках единомышленников среди коллег создает небольшие группы для совместных закупок.

4. Жажда деятельности

Как Шурочка в известном кинофильме «Служебный роман» не могла существовать без кипучей общественной деятельности, так и современный человек подобного же склада характера не может жить без общественной активности. Однако времена поменялись. Отстаивание общественных интересов приживается только через членство в профсоюзе. Но профсоюзов не так много. А коммерческих интересов у коллег много. Ведь можно предлагать им что-то покупать? И активно, и интересно, и с пользой для кармана!

Интерес к общественной деятельности может трансформироваться в организацию продаж на рабочем месте.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.