Top.Mail.Ru

Регистрируем юридическое лицо по-новому

В середине лета вступил в силу приказ ФНС России, утверждающий новые формы для регистрации юридических лиц. Много дублирующей и лишней информации из форм исключено, больше не нужно ставить прочерки и «галочки», и все учредители теперь должны подписывать заявление в налоговую инспекцию. Об этих и других изменениях читайте в статье.

Новые формы заявлений для регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также требования к их заполнению действуют чуть более трех месяцев. В чем отличие новых форм от старых? Что поменялось в требованиях к их заполнению? Насколько упростилась процедура регистрации? Как подавать документы в электронном виде? И можно ли заполнить их без ошибок? Разберемся в этих и других вопросах.

Приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» вступил в действие с 04.07.2013. В нем содержится 20 приложений, 19 из которых – новые формы для регистрации1, а приложение № 20 содержит требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее – Требования).

Отметим, что Правительство России в постановлении от 30.05.2013 № 454 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не только отменило ранее действующие формы заявлений, но и предоставило право утверждения новых форм ФНС России, которая занимается регистрацией и ведет ЕГРЮЛ. Это позволяет надеяться, что проблем с регистрацией и заполнением форм станет значительно меньше, чем было в последние годы, когда действовали одновременно и старые, и рекомендуемые формы.

В каком-то смысле так и произошло. Много нестыковок и нелепых требований к формам устранено. По заверениям представителей налоговой службы, – начальника отдела регистрации и учета налогоплательщиков УФНС по г. Москве Елены Климычевой, а также начальника юридического отдела Межрайонной ИФНС № 46 по г. Москве Анны Илюшиной, – которые выступали на летней пресс-конференции «Новые формы регистрации юридических лиц», процедура регистрации значительно упростилась. Так, форм, которые требуется заполнить, стало меньше, из форм исчезли дублирующие разделы и строки, больше не нужно ставить «галочки» и прочерки в пустых местах.

По их мнению, теперь допустить ошибку при заполнении будет практически невозможно. К тому же, в помощь компаниям они разработали бесплатное программное обеспечение2, которое позволит заполнить все формы и отправить их через Интернет.

К сведению

Чтобы отправить формы через Интернет, следует зайти с главной страницы сайта в рубрику «Электронные услуги» и выбрать один из пунктов – «Подача электронных документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»3.

Однако отправить отчетность получится, если у вас есть электронная подпись. Если же ее нет, то по новым правилам направить заявление может не только один из заявителей, но и нотариус, который засвидетельствовал подлинность его подписи на соответствующем заявлении4.

Действительно, программное обеспечение есть на сайте налоговиков в открытом доступе, но работает оно далеко не идеально. А из-за строгого регламентирования каждой черточки и запятой – ведь заявление теперь считывает компьютер и он же заносит всю информацию в базу данных – увеличилось число отказов в регистрации. По словам налоговых инспекторов, практически 80% отказов в регистрации приходится именно на неверно заполненные формы. А это значит, что к их заполнению теперь надо подходить с еще большим вниманием.

Что изменилось

Выделим особенности новых форм заявлений. Первая заключается в том, что их теперь заполняют не только коммерческие организации, но и некоммерческие, которые регистрируются в Минюсте России.

К серьезным новшествам можно также отнести то, что если в создании юридического лица принимает участие несколько физических или юридических лиц, то все они должны выступить заявителями. А это значит, что к заявлению будет приложено столько листов «Сведения о заявителе», сколько учредителей в создаваемой организации, и нотариус должен заверить их подписи в каждом листе.

К сведению

Если собрать всех учредителей в одно время и место проблематично, разрешается засвидетельствовать их подписи в разное время. Такая мера вполне понятна: налоговые органы пытаются поставить дополнительный заслон для фирм-«однодневок», которые регистрируются на украденные паспорта, ведь раньше нотариус заверял подпись одного учредителя.

Третья важная новелла заключается в том, что налоговики теперь не будут выдавать свидетельства о внесении изменений в учредительные документы и изменений, не связанных с обновлением учредительных документов. По их мнению, вместо того чтобы «плодить» лишние свидетельства, гораздо удобнее будет получить лист записи единого государственного реестра юридических лиц. Свидетельства же будут выдаваться только при регистрации организации и постановке ее на учет.

К сведению

Отметим, что новые правила не коснулись сроков регистрации, а также пакета документов, который необходимо подать одновременно с заявлениями.

Наиболее существенные поправки затронули порядок оформления документов. Рассмотрим его подробнее.

Общие требования к оформлению

Общие правила заполнения указаны в разделе I Требований. Поскольку они также претерпели значительные изменения, начнем именно с них.

  1. Заполнить формы можно как вручную (заглавными печатными буквами черными чернилами, применяя образец, приведенный в приказе), так и на компьютере (шрифтом Courier New высотой 18 пунктов), а также используя бесплатное программное обеспечение, которое есть на официальном сайте ФНС России5. Хотя, как мы уже замечали, программа пока «сырая» и часто выдает ошибки.
  2. Каждые буква и цифра вносятся в отдельную клеточку (ячейку, знакоместо). В случае заполнения форм на компьютере внимательно следите, чтобы графы не «разъехались» в разные стороны. Если это произойдет, компьютер не сможет считать заявление и вам откажут в регистрации.
  3. Все заявление следует писать только прописными (заглавными) буквами.
  4. При указании долей и денежных единиц цифры центрируются до точки по правому краю, после точки – по левому. Остальные графы оставьте пустыми. Если сумма целая, без копеек, второе поле (после точки) не заполняется, там не нужно ставить нули или прочерк. Кстати, правило о прочерке касается и всех остальных пустующих граф.
  5. Заполняя строчку ОКВЭД, указывайте не менее 4 знаков.
  6. Заполняя серию и номер документа, удостоверяющего личность, делайте пробелы в серии и между серией и номером, если они есть. Например, как в российском паспорте: ХХ ХХ ХХХХХХ. А вот в случае заполнения графы «Телефон» пробелы и прочерки, напротив, ставить нет нужды. Номер стационарного телефона пишется с междугородным телефонным кодом, который берется в скобки, и с цифрой «8», мобильный – со знаком «+» и цифрой 7. Причем для каждого знака и цифры выделяется отдельная ячейка (пример для стационарного телефона: 8(ХХХ)ХХХХХХХ, мобильного: +7(ХХХ)ХХХХХХХ).
  7. При заполнении текстовых полей будьте внимательны. Поскольку считывать информацию будет компьютер, в тексте должны быть все необходимые пробелы, тире, кавычки и дефисы. По новым правилам, если наименование не умещается на одной строке, то его следует продолжить на следующих. При этом, во-первых, знак переноса не ставится; во-вторых, в строке заполняются все ячейки, не уместившиеся буквы пишутся на следующей строке (с первой левой ячейки); в-третьих, если слово закончилось на последней ячейке строки, то следующее слово начинается не с первой, а со второй ячейки второй строки.
  8. В заявлении запрещено исправлять, дописывать и приписывать. Поэтому надеяться на то, что нотариус, коллега в очереди в инспекции или сердобольный налоговик подскажут вам, как заполнить спорную строку заявления, нельзя. Особенно это касается ситуаций, когда заявление заполнено на компьютере, а потом от руки вы что-то дописываете. Такое заявление не примут. А вот если вы изначально заполняли от руки и потом дополнили заявление теми же чернилами и таким же шрифтом, здесь вас «вычислить» не смогут.
  9. Нумерация страниц должна быть сквозной и состоять из трех цифр, где нули указывать обязательно (например, «001», «002», «013» и т.д.).
  10. Если при составлении заявления остались незаполненные листы и страницы, они не сшиваются и не прикладываются к заявлению.
  11. Распечатывать заявление надо на отдельных листах, двусторонняя печать запрещена. При распечатывании заявления на принтере допускается отсутствие границ у ячеек, причем как заполненных, так и не заполненных, а вот менять расположение полей и размеров нельзя.

Порядок заполнения заявления о регистрации юридического лица

Рассмотрим, что изменилось в новой форме № Р11001, которую следует подать для государственной регистрации юридического лица при его создании.

Две первые страницы

На первой странице в разделе 1 «Наименование юридического лица на русском языке» сначала нужно написать полное название, указанное в учредительных документах, затем краткое, с указанием кавычек, пробелов, цифр и других знаков в названии. Отметим, что теперь указывать наименование компании на иностранном языке не надо.

В разделе 2, где содержится информация о юридическом адресе организации, обязательно заполняется индекс, затем код субъекта РФ. Все коды перечислены в Приложении № 1 к Требованиям к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее – Требования). Отметим, что если это Москва и Санкт-Петербург (коды 77 и 78 соответственно), то поле «город» оставляется пустым. В остальных случаях строки заполняются при наличии в адресе соответствующих сведений.

К сведению

В приложениях к Требованиям указаны:

  • коды субъектов Российской Федерации (Приложение № 1);
  • сокращения наименований адресных объектов, которые необходимо использовать при заполнении сведений о районе, городе, населенном пункте, улице (Приложение № 2). Например, «район» в заявлении пишется в сокращенном виде («р-н»), «город» – как «г», «почтовое отделение» – «п/о», «бульвар» – «б-р», «улица» – «ул», «переулок» – «пер», «площадь» – «пл» и пр. Обратите внимание: все сокращения применяются без точки в конце;
  • цифровые коды для документов, удостоверяющих личность (Приложение № 3).

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Подсчитываем среднесписочную численность

Сведения о среднесписочной численности работников являются одним из критериев, по которому организации и индивидуальные предприниматели могут быть отнесены к субъектам малого или среднего бизнеса. А это в свою очередь влияет на применение некоторых льгот, обязательность принятия локальных нормативных актов в компании. Помимо этого, на основании отчета о численности налоговики анализируют уровень заработных плат на предприятии и сумму зарплатных налогов.

Возврат переплаты по страховым взносам, уплаченным до 2017 года

Переплату по взносам, возникшую до 2017 г., можно только вернуть, зачесть не получится. За ее возвратом следует обращаться в ФСС РФ (по взносам на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и ПФР (по взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование). Рассмотрим на примерах, как заполнить заявления на возврат.

Как уточнить СЗВ-М

Выясним, как уточнять сведения о застрахованных лицах в ПФР (по форме СЗВ-М). В частности, когда вы сдаете первичный отчет (исходная форма) и когда вторичный (дополняющая / отменяющая формы). Поскольку никакого конкретного порядка заполнения и уточнения формы СЗВ-М законодательством не установлено, у бухгалтеров возникает множество вопросов.

Какие документы необходимо выдать сотруднику при увольнении?

Главный документ, который должен получить сотрудник при увольнении, – это трудовая книжка. Однако есть и другие не менее важные документы, которые необходимо выдать увольняющемуся работнику. Часть из них работодатель должен представить в обязательном порядке, другие – по письменному заявлению сотрудника. Разберемся подробнее.

Представительские расходы: оформляем документы

Несмотря на то, что нормы об учете представительских расходов давно не претерпевали изменений, они традиционно вызывают большой интерес. Руководство хочет как можно больше затрат отнести к представительским расходам, бухгалтеры же знают, что налоговики тщательно проверяют все позиции. Разъясним, какие затраты представительскими быть не могут, какие документы необходимы для обоснования и как их оформить.

Знакомимся с новыми правилами выдачи документов, заменяющих кассовый чек

Кто может не применять ККТ по новым правилам? Какой документ вместо кассового чека можно выдать? Какие реквизиты он должен содержать? Каковы правила его выдачи? Кто должен вести журнал учета документов и где хранить копии?

Документы выписаны не на того контрагента: исправляем ошибку

Компания оказала услугу, на которую необходимо оформить акт и счет-фактуру. Бухгалтер при составлении этих документов ошибся и в программе указал другого контрагента. Спустя какое-то время ошибка обнаружилась, и перед специалистом возник вопрос о том, как исправить свою оплошность, если, допустим, декларация по НДС уже сдана? Очевидно, что и первичка (акт об оказании услуг), и счет-фактура оформлены ошибочно. Но здесь нужно не вносить исправления в документы, а аннулировать оформленные и одновременно составить правильные.

Все о бланках строгой отчетности

В первой половине мая Правительство утвердило положение об осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, при условии выдачи бланков строгой отчетности. Автор анализирует новый документ, рассказывает, какие обязательные реквизиты теперь должны быть указаны в БСО, как происходит их учет и хранение, как проводить ревизию бланков, какие старые БСО еще действуют, какова ответственность за неприменение бланков строгой отчетности. Кроме того, затронуты вопросы и неясности, которые возникли после утверждения этого документа.