Недавно ФНС России довела до сведения нижестоящих налоговых инспекций письмо, в котором приведены рекомендации по проведению выездных налоговых проверок. Нет сомнений в том, что этот документ станет своеобразной настольной книгой у сотрудников отделов выездных проверок. Выясним, как инспекторам рекомендовано проводить выездные проверки и какие действия налоговики гарантированно не будут предпринимать.
В конце июля ФНС России выпустила любопытное письмо, содержащее подробные рекомендации по проведению выездных налоговых проверок. Этот документ дал нам повод вспомнить о том, как же инспекции проводят выездные проверки, можно ли предугадать визит проверяющих и что делать, если они уже на пороге организации.
Прежде всего скажем, что своими визитами налоговые инспекторы удостаивают далеко не все организации. Если, по мнению налоговиков, у компании вряд ли удастся найти какие-то серьезные нарушения, то вероятность их визита будет стремиться к нулю. Причем свое мнение налоговые инспекторы формируют не просто так, а на основе критериев, которые приведены в приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
Компания рискует попасть под проверку, если:
- отразит в налоговой отчетности значительные суммы налоговых вычетов;
- будет выплачивать зарплату ниже средней по отрасли;
- не представит пояснения на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;
- не представит в инспекцию запрашиваемые документы;
- у налоговиков появится информация об уничтожении или порче документов.
В большинстве случаев фирмы подвергаются выездным проверкам по результатам «камералок», когда инспекторы обнаруживают в декларациях подозрительные данные, а налогоплательщику не удается их обосновать. Выходит, чтобы предсказать появление проверяющих на пороге компании, не нужно быть ясновидящим. Достаточно обычной житейской логики и здравого смысла.
Также нетрудно предугадать моменты, которые заинтересуют контролеров. Они наверняка будут связаны с теми данными, по которым организация не смогла представить документы (пояснения) или они оказались неубедительными.
Тотальная проверка
Вернемся к документу, который мы упомянули в начале статьи, – письму ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» (далее – Письмо). В нем налоговики сделали сразу несколько крайне важных выводов.
Уже в п. 1.1 Письма они напомнили, что целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Однако, по мнению чиновников, это вовсе не означает, что проверяющих не будут интересовать никакие другие нарушения законодательства.
ФНС России прямо допускает отражение в акте выездной налоговой проверки нарушений любого другого законодательства, которые хотя бы косвенно связаны с налогообложением. Поэтому не стоит удивляться, если по итогам проверки в акте наряду с информацией о налогах будет упомянуто о нарушении, скажем, трудового законодательства. Видимо, в ФНС России посчитали, что инспекторы отделов выездных проверок обладают энциклопедическими знаниями, которые позволяют им выявлять и вносить в акт данные о нарушениях любых отраслей российского законодательства.
Однако поспешим успокоить: компетенцией по привлечению к ответственности за совершение неналоговых правонарушений ИФНС пока не наделены.
Вместе с тем о фактах нарушений иного законодательства, не относящегося к предмету выездной проверки, налоговики могут сообщить в территориальный орган соответствующего ведомства или в его центральный аппарат. Информационное взаимодействие между налоговыми и другими органами осуществляется на основе...