Top.Mail.Ru

Условия для обжалования актов, действий и бездействия налогового органа

Для успешного обжалования налогоплательщиками актов налоговых инспекций, действий или бездействия их должностных лиц необходимо соблюдать некоторые правила, установленные законодательством. Помимо верного определения предмета обжалования организации или индивидуальному предпринимателю при подготовке жалобы следует обращать внимание на процессуальные нормы, определяющие условия для принятия вышестоящим налоговым органом или судом жалобы к рассмотрению и вынесения по ней итогового решения. Проанализируем пять условий, которые позволят успешно оспорить акты, действия и бездействия налоговых органов.

Продолжим рассмотрение начатой в предыдущем номере темы об особенностях обжалования налогоплательщиками ненормативных актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц. На этот раз сосредоточим внимание на условиях, которые процессуальное законодательство устанавливает для обращения в вышестоящий налоговый орган и в суд.

Для успешного обжалования налогоплательщиками актов налоговых инспекций, действий или бездействия их должностных лиц необходимо соблюдать некоторые правила, установленные законодательством. Помимо правильного определения предмета обжалования организации или индивидуальному предпринимателю при подготовке жалобы следует обращать внимание на процессуальные нормы, определяющие условия для принятия вышестоящим налоговым органом или судом жалобы к рассмотрению и вынесения по ней итогового решения.

Анализ положений НК РФ, Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) и Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) в качестве таких условий позволяет выделить:

  • правильность определения органа, в который направляется жалоба;
  • неправомерность обжалуемых ненормативных правовых актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц;
  • заинтересованность лица в обжаловании, т.е. нарушение обжалуемыми актами, действиями и (или) бездействием его прав и законных интересов;
  • своевременность подачи жалобы, т.е. подача административной или судебной жалобы в установленные законом сроки;
  • выполнение иных процессуальных требований.

Рассмотрим выделенные условия подробно.

Орган, в который следует жаловаться

Первое условие, которое нужно соблюсти, – это правильно определить орган, в который можно обратиться с жалобой. Согласно ст. 138 НК РФ акты ИФНС, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

До 01.01.2009 в НК РФ была предусмотрена альтернатива – налогоплательщик вправе был обратиться с жалобой как в суд, так и в вышестоящую инспекцию отдельно либо одновременно и в суд, и в вышестоящий налоговый орган. С 01.01.2009 по 02.08.2013 действовало правило о том, что решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и решения об отказе в привлечении могли быть обжалованы в суд только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). В отношении иных ненормативных актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц правила обжалования, существовавшие до 2009 г., сохраняли свою силу. С 03.08.2013 правила обжалования снова изменились. С этой даты любые ненормативные акты налоговых органов, действия и бездействие их должностных лиц могут быть оспорены в суде только после их предварительного обжалования в вышестоящем налоговом органе (п. 2 ст. 138 НК РФ в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»).

Таким образом, с августа 2013 г. любой ненормативный акт налогового органа, действие и бездействие его должностного лица необходимо сначала обжаловать в вышестоящей инспекции путем подачи апелляционной жалобы (на не вступившие в силу решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности или об отказе в привлечении к налоговой ответственности) или жалобы (на вступившие в законную силу ненормативные акты налогового органа, а также действия и бездействие их должностных лиц), а затем, по результатам рассмотрения таких жалоб, обращаться в суд.

Следует учитывать, что в силу п. 1 ст. 139 НК РФ любая жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган,...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

7 ошибок налоговиков, которые помогут оспорить результаты проверки

Проанализируем основные ошибки налоговиков, которые могут стать основанием для отмены решения по результатам проверки. В частности, когда компании не сообщили о рассмотрении материалов проверки; когда инспекция допустила нарушения при подписании акта проверки; когда документы по проверке получило неуполномоченное лицо; когда итоговое решение подписал не тот, кто рассматривал материалы проверки, и пр.

Кто ответит за долги компании, если она платить не в состоянии

По общему правилу учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица. Поэтому они нередко и не подозревают, что за взысканием долгов налоговые органы (иные кредиторы) могут прийти лично к ним и обратить взыскание на их личное имущество. Изучим судебную практику и свежие поправки в законодательство о банкротстве, о субсидиарной ответственности контролирующих организацию лиц.

Отсутствие в требовании конкретного перечня документов не освободит от штрафа

В последних определениях Верховного Суда РФ видна тенденция арбитров к ужесточению позиции в пользу налоговых органов. Отсутствие указания на конкретное количество и конкретные реквизиты документов не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности. Выставляя требование о предоставлении документов, налоговики обычно не могут знать точные реквизиты нужных документов и их количество. В то же время они должны сформулировать требование таким образом, чтобы из него было понятно, какие документы надо предоставить.

Досудебное урегулирование споров с налоговыми органами

До обращения в суд налогоплательщик обязан пройти досудебный порядок в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговой инспекции, а также их ненормативных актов. В данной процедуре есть несомненные плюсы. Проанализируем, какие инструменты защиты могут и должны использовать организация / предприниматель для защиты своих прав, а также дадим рекомендации, на что следует сделать упор, пытаясь отстоять нарушенное право.

Верховный Суд РФ об исковой давности

Проанализируем постановление Пленума ВС РФ, в котором освещаются вопросы о начале течения срока исковой давности и порядке его применения. Рассмотрим положения о восстановлении, приостановлении и перерыве срока, а также ситуации, когда о применении исковой давности заявляет только один из соответчиков или третье лицо.

Основные особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений

Казенные учреждения, находящиеся в государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, являются совершенно новым типом юридического лица, ранее в Российской Федерации не существовавшим. Правовой статус казенных учреждений, их полномочия, правомочность и правоспособность требуют отдельного рассмотрения, так как это связано с тем, что казенное учреждение сочетает черты как федерального государственного (муниципального) учреждения, так и территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти. В настоящее время происходит процесс формирования казенных учреждений, а переходный период для них продлится весь 2011 год.

Практика камеральных проверок получения налоговых вычетов физическими лицами

Наиболее сложным для гражданина вопросом, связанным с получением налогового вычета, является прохождение камеральной проверки в налоговой инспекции. Ведь при ее проведении налогоплательщику необходимо выполнить ряд обязательных процедур, от правильности и точности выполнения которых зависит принятие положительного решения о предоставлении налогового вычета. В статье рассматриваются требования, которые могут быть предъявлены к налогоплательщику – физическому лицу в ходе проверки. Анализируются практические ситуации, которые могут ­возникнуть. Предлагаются варианты поведения в затруднительных ситуациях.

Особенности автономных государственных (муниципальных) учреждений

Изменившийся с 01.01.2011 статус автономных государственных (муниципальных) учреждений вызывает ряд вопросов, связанных с их статусом и ведением финансово-хозяйственной деятельности. Каковы взаимоотношения автономных учреждений с собственниками (учредителями)? Какова система управления ими и их финансово-хозяйственной деятельностью? Каковы особенности их налогообложения?