• Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» ноябрь 2013
  • Рубрика Взаимоотношения с госорганами

Условия для обжалования актов, действий и бездействия налогового органа

  • 0 комментариев
  • 34 просмотра
Полистать демо-версию печатного журнала
Для успешного обжалования налогоплательщиками актов налоговых инспекций, действий или бездействия их должностных лиц необходимо соблюдать некоторые правила, установленные законодательством. Помимо верного определения предмета обжалования организации или индивидуальному предпринимателю при подготовке жалобы следует обращать внимание на процессуальные нормы, определяющие условия для принятия вышестоящим налоговым органом или судом жалобы к рассмотрению и вынесения по ней итогового решения. Проанализируем пять условий, которые позволят успешно оспорить акты, действия и бездействия налоговых органов.


Продолжим рассмотрение начатой в предыдущем номере темы об особенностях обжалования налогоплательщиками ненормативных актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц. На этот раз сосредоточим внимание на условиях, которые процессуальное законодательство устанавливает для обращения в вышестоящий налоговый орган и в суд.

Для успешного обжалования налогоплательщиками актов налоговых инспекций, действий или бездействия их должностных лиц необходимо соблюдать некоторые правила, установленные законодательством. Помимо правильного определения предмета обжалования организации или индивидуальному предпринимателю при подготовке жалобы следует обращать внимание на процессуальные нормы, определяющие условия для принятия вышестоящим налоговым органом или судом жалобы к рассмотрению и вынесения по ней итогового решения.

Анализ положений НК РФ, Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) и Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) в качестве таких условий позволяет выделить:

  • правильность определения органа, в который направляется жалоба;
  • неправомерность обжалуемых ненормативных правовых актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц;
  • заинтересованность лица в обжаловании, т.е. нарушение обжалуемыми актами, действиями и (или) бездействием его прав и законных интересов;
  • своевременность подачи жалобы, т.е. подача административной или судебной жалобы в установленные законом сроки;
  • выполнение иных процессуальных требований.

Рассмотрим выделенные условия подробно.

Орган, в который следует жаловаться

Первое условие, которое нужно соблюсти, – это правильно определить орган, в который можно обратиться с жалобой. Согласно ст. 138 НК РФ акты ИФНС, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

До 01.01.2009 в НК РФ была предусмотрена альтернатива – налогоплательщик вправе был обратиться с жалобой как в суд, так и в вышестоящую инспекцию отдельно либо одновременно и в суд, и в вышестоящий налоговый орган. С 01.01.2009 по 02.08.2013 действовало правило о том, что решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и решения об отказе в привлечении могли быть обжалованы в суд только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). В отношении иных ненормативных актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц правила обжалования, существовавшие до 2009 г., сохраняли свою силу. С 03.08.2013 правила обжалования снова изменились. С этой даты любые ненормативные акты налоговых органов, действия и бездействие их должностных лиц могут быть оспорены в суде только после их предварительного обжалования в вышестоящем налоговом органе (п. 2 ст. 138 НК РФ в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»).

Подробнее об изменениях, которые были внесены в НК РФ, читайте в статьях «Налоговый кодекс-2013: основные летние изменения» и «Налоговое администрирование по новым правилам»

Таким образом, с августа 2013 г. любой ненормативный акт налогового органа, действие и бездействие его должностного лица необходимо сначала обжаловать в вышестоящей инспекции путем подачи апелляционной жалобы (на не вступившие в силу решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности или об отказе в привлечении к налоговой ответственности) или жалобы (на вступившие в законную силу ненормативные акты налогового органа, а также действия и бездействие их должностных лиц), а затем, по результатам рассмотрения таких жалоб, обращаться в суд.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.