• Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» ноябрь 2013
  • Рубрика Психология управления

Когда команда действительно работает

  • 0 комментариев
  • 17 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
Перед кадровой службой нередко ставят задачу построить эффективную команду. Автор рассказывает, как создать команду на рабочем месте, какие задачи следует поставить перед работниками, как распределить ответственность, нужно ли подключать другие отделы и насколько полезно использовать сторонних специалистов.


Руководители и hr-менеджеры постоянно ломают голову над тем, как сделать из сотрудников эффективно работающий коллектив, порой привлекая для этого даже сторонних консультантов. Хотя чтобы в организации была команда, нужно всего ничего – желание и знания о том, как создать условия, чтобы ее сформировать. С первым помочь мы не можем, а вот второе нам вполне по силам.

В середине-конце девяностых годов умы начинающих специалистов-управленцев очаровала западная управленческая терминология. Тогда появились такие названия, как HR, СЕО, тимбилдинг1, KPI и т.д., которыми мы и пользуемся по сей день в офисной обиходной речи.

В какой-то момент среди менеджеров стал популярен термин «формирование команды». Западные гуру менеджмента учили нас, что без команды никуда, что для того чтобы людям было интересно работать вместе, надо проводить веревочные курсы, выезды на природу и прочие корпоративные мероприятия.

Организационные консультанты (часто из бывших преподавателей психологии) стали устраивать групповые сессии с сотрудниками, на которых все знакомились, рассказывали о своих хобби, личной жизни и выполняли незамысловатые упражнения вроде «угадай, кто здесь», когда в куче детских черно-белых фотографий нужно было отыскать своих коллег по работе. А иногда тренеры-консультанты призывали делиться своими чувствами и рассказывать о собственных потребностях.

В общем, много чего происходило в сфере «коллективного менеджмента». Да и сейчас происходит. У руководителей и собственников есть объяснимое стремление сделать так, чтобы «люди получали меньше, но работали больше». Что и эксплуатируют многочисленные тренеры и консультанты, обещающие, что после тренинга/сессии и т.д. сотрудники перестанут лениться, будут активными и заинтересованными, а прибыль «попрет».

Тимбилдинг способен причинить вред

Отметим, что «игрища» на природе и физические упражнения имеют мало общего с реальной командной работой. От подобных действий, кстати, бывает обратный эффект. К примеру, безобидные психологические тренинги могут обернуться распадом целого подразделения.

Пример 1
СвернутьПоказать

Небольшая торговая компания (мелкий и средний опт) создавалась, как это часто бывает, группой энтузиастов. Менеджеры также набирались «по знакомствам». Все друг друга хорошо знали, и атмосфера была рабочей, хотя и достаточно неформальной. Общение в основном было на «ты», да и средний возраст сотрудников не превышал 32 лет. В какой-то момент руководители-собственники (их было двое) решили, что бизнес развивается не так быстро, как хотелось бы. А чтобы он не просто шел быстрее, но двигался гигантскими скачками, нужна командная работа. Таково было их заключение.

Изучив имеющиеся на рынке консалтинговых услуг предложения, они выбрали тренера по формированию команды. К чести этой женщины, она заранее предупредила, что «эффект может быть неожиданным», что бывали случаи, когда даже целые организации закрывались. Но наших менеджеров-собственников это не остановило и даже раззадорило. Они восприняли слова тренера, с одной стороны, как вызов, а с другой – как желание тренера «набить себе цену».

Тренинг проходил в течение трех дней, в нем участвовали все работники. Много времени было отведено лидерской функции и тому, как должен себя вести лидер. Упражнения на групповую динамику помогали осознать, кто какие роли выполняет, кто противодействует лидерам, кто «самое слабое звено», т.е. «тянет всех назад», «путает карты».

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Тематика:

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.