Top.Mail.Ru
Перед кадровой службой нередко ставят задачу построить эффективную команду. Автор рассказывает, как создать команду на рабочем месте, какие задачи следует поставить перед работниками, как распределить ответственность, нужно ли подключать другие отделы и насколько полезно использовать сторонних специалистов.

Руководители и hr-менеджеры постоянно ломают голову над тем, как сделать из сотрудников эффективно работающий коллектив, порой привлекая для этого даже сторонних консультантов. Хотя чтобы в организации была команда, нужно всего ничего – желание и знания о том, как создать условия, чтобы ее сформировать. С первым помочь мы не можем, а вот второе нам вполне по силам.

В середине-конце девяностых годов умы начинающих специалистов-управленцев очаровала западная управленческая терминология. Тогда появились такие названия, как HR, СЕО, тимбилдинг1, KPI и т.д., которыми мы и пользуемся по сей день в офисной обиходной речи.

В какой-то момент среди менеджеров стал популярен термин «формирование команды». Западные гуру менеджмента учили нас, что без команды никуда, что для того чтобы людям было интересно работать вместе, надо проводить веревочные курсы, выезды на природу и прочие корпоративные мероприятия.

Организационные консультанты (часто из бывших преподавателей психологии) стали устраивать групповые сессии с сотрудниками, на которых все знакомились, рассказывали о своих хобби, личной жизни и выполняли незамысловатые упражнения вроде «угадай, кто здесь», когда в куче детских черно-белых фотографий нужно было отыскать своих коллег по работе. А иногда тренеры-консультанты призывали делиться своими чувствами и рассказывать о собственных потребностях.

В общем, много чего происходило в сфере «коллективного менеджмента». Да и сейчас происходит. У руководителей и собственников есть объяснимое стремление сделать так, чтобы «люди получали меньше, но работали больше». Что и эксплуатируют многочисленные тренеры и консультанты, обещающие, что после тренинга/сессии и т.д. сотрудники перестанут лениться, будут активными и заинтересованными, а прибыль «попрет».

Тимбилдинг способен причинить вред

Отметим, что «игрища» на природе и физические упражнения имеют мало общего с реальной командной работой. От подобных действий, кстати, бывает обратный эффект. К примеру, безобидные психологические тренинги могут обернуться распадом целого подразделения.

Пример 1

Небольшая торговая компания (мелкий и средний опт) создавалась, как это часто бывает, группой энтузиастов. Менеджеры также набирались «по знакомствам». Все друг друга хорошо знали, и атмосфера была рабочей, хотя и достаточно неформальной. Общение в основном было на «ты», да и средний возраст сотрудников не превышал 32 лет. В какой-то момент руководители-собственники (их было двое) решили, что бизнес развивается не так быстро, как хотелось бы. А чтобы он не просто шел быстрее, но двигался гигантскими скачками, нужна командная работа. Таково было их заключение.

Изучив имеющиеся на рынке консалтинговых услуг предложения, они выбрали тренера по формированию команды. К чести этой женщины, она заранее предупредила, что «эффект может быть неожиданным», что бывали случаи, когда даже целые организации закрывались. Но наших менеджеров-собственников это не остановило и даже раззадорило. Они восприняли слова тренера, с одной стороны, как вызов, а с другой – как желание тренера «набить себе цену».

Тренинг проходил в течение трех дней, в нем участвовали все работники. Много времени было отведено лидерской функции и тому, как должен себя вести лидер. Упражнения на групповую динамику помогали осознать, кто какие роли выполняет, кто противодействует лидерам, кто «самое слабое звено», т.е. «тянет всех назад», «путает карты».

Тренинг, к примеру, обнаружил, что сотрудники совершенно не умели и не хотели работать вместе, находясь в постоянной конкурентной борьбе, и предпочитали общаться не в деловой плоскости, а скорее, упражнялись в удовлетворении личных амбиций и ущемлении интересов коллег. Оказалось также, что руководители-владельцы предприятия часто не давали своим сотрудникам работать. Что наиболее талантливого менеджера все время «затирали» и не позволяли расти, а он давал ценные советы и обладал недюжинным лидерским потенциалом. Самое главное – он умел влиять на людей, обладал харизмой и прочими полезными способностями и навыками. Сам ход тренинга постепенно начал строиться вокруг этого «самородка»: он участвовал в упражнениях, оттачивал свои блестящие и необходимые навыки, а другие постепенно «увядали». Порой тренер их «подбадривала», произнося что-то на тему «естественного лидерского отбора» и что «те, кто организуют саботаж, должны сделать выбор: уходить или оставаться с лидером».

Руководители-владельцы сначала не воспринимали всерьез все происходящее. Ведь это игра, все понарошку: сейчас поиграем, а с понедельника начнем работать как работали. Но потом стали чувствовать себя как-то неуютно, когда обнаружилось, что они не совсем компетентны. Да и внимание сотрудников приковалось к «самородку» и бизнес-тренеру. Большую часть тренинга собственники просидели молча.

После занятий, как и следовало ожидать, компания прекратила свое существование. «Самородок» открыл свою фирму аналогичного направления, и к нему перешли все остальные сотрудники.

Бывшим хозяевам пришлось искать работу и трудиться в качестве наемных работников. «Самородок» некоторое время управлял собственной фирмой, затем сократил ее до трех сотрудников (раньше там трудилось два десятка), потому что стало сложнее работать – появилась компания-конкурент, которая не дала развиваться. Он занял небольшую нишу на рынке, позволяющую сохранить его маленький бизнес, но не гарантирующую никаких перспектив.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Влияние цвета на человека

Рассказываем о значении цвета в психологии и психотерапии, как его можно использовать для лечения и расслабления, при стрессовых ситуациях, синдроме хронической усталости. В табличной форме даем описание цветов и их влияние на психофизическое состояние человека (как положительное, так и отрицательное). Предлагаем упражнения (цветовая соляризация воды, дыхание) и советы по выбору цвета одежды для разных задач (переговоров или дружеских посиделок).

О различиях мужчин и женщин

Накануне гендерных праздников самое время порассуждать о том, насколько все-таки разные (или, наоборот, похожи) мужчины и женщины. Как пол и гендер влияют на мозг и способности. Каким образом исторически складывалось отношение к женским и мужским способностям и талантам. Почему женщины практически не выбирают технические профессии, а мужчины нечасто выбирают профессии, связанные с творчеством и самовыражением. Как воспитывать детей, чтобы развить в них те области, которые будут близки им, а не навязаны стереотипами общества.

Выбираем подарки к женским и мужским праздникам

Для кого-то 23 Февраля и 8 Марта – ​повод отдохнуть и повеселиться. А для кого-то – ​головная боль на тему «Что будем дарить?» Нередко задачу подобрать подарки ставят отделу персонала, причем требуют сделать это оригинально и интересно. Разбираемся, зачем в принципе люди дарят подарки, как правильно достичь именно той цели, которая за этим стоит, и чего точно не следует делать.

Если бы коллеги были сказочными персонажами

Даже если на улице не снежная зима и не морозы под – 40°С, приближение Нового года все равно ощущается. А как лучше всего поднять себе настроение? Присмотреться к коллегам. Ведь накануне семейного праздника они как никогда становятся похожими на сказочных персонажей! Под масками ваших коллег скрываются Царевны Несмеяны, трудолюбивые Золушки и даже вредные Бабки Ёжки. Давайте присмотримся повнимательнее в первую очередь к коллегам-женщинам, ведь их в кадровых службах большинство.

Топ‑10 эффективных способов борьбы с сонливостью на работе

Сонливость на работе – ​крайне неприятное состояние. Спать хочется, а нельзя. Расскажем, в чем причины сонливости; как организовать место для сна; зачем проветривать помещение; что предпринять, чтобы быстро засыпать и высыпаться; какие упражнения делать, чтобы проснуться; какой запах использовать в аромалампе и как психологически настроиться на продуктивный сон.

Как научиться говорить «нет» коллегам и начальству

Помните голливудский фильм с Джимом Керри «Всегда говори “Да”»? Нелюдимый Карл на любую просьбу говорил всегда всем «нет». У нас же обратная ситуация: большинство не умеет отказывать коллегам и начальству. А это порой влияет на работу. Поскольку просьбы могут быть далеко не рабочего содержания: сходить за кофе, отнести вещи в химчистку или помочь доделать проект, который совсем не входит в круг ваших обязанностей. Посмотрим, что можно сделать, чтобы вырваться из этого порочного круга, и когда уместно говорить начальству «нет».

Учимся правильно давать негативную обратную связь

Поговорим о том, что такое обратная связь, зачем она нужна, как ее правильно давать и принимать. Обсудим часто совершаемые ошибки и способы их избежать. Как не ранить сотрудника, не испортить с ним отношения и не подвести его к увольнению? Расскажем о нюансах выдачи обратной связи в некоторых конкретных ситуациях, с которыми ежедневно приходится сталкиваться кадровикам и руководителям. Например, как подготовить работника к увольнению, когда без этого не обойтись, потребовать соблюдения дисциплины труда или обратиться с критикой, касающейся не только профессиональной деятельности специалиста, и даже как кадровику дать обратную связь начальству от коллектива. К тому же подскажем, каким образом самим правильно принимать критику – ​не только руководства, но и подчиненных. Как не обидеться, выслушивая шефа, и учесть его пожелания, пусть и высказанные в негативном ключе.

Как отдыхать правильно: вечерами, на выходных и в отпуске

Работоспособность стоит на трех китах – ​здоровье, энергия и выносливость. Если же вы работаете 24 часа в сутки без выходных и полноценного отдыха, то постепенно они подкосятся и повлияют на результативность вашей работы. Отдыхать надо уметь. Недостаточно просто выключить компьютер или закрыть дверь офиса. Следует научиться отдыхать эффективно. Автор делится лайфхаками по отдыху после рабочего дня, на выходных и в отпуске.