к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией
компании «ЭОС», эксперт ИСО, член Международного совета архивов
Поводом к написанию статьи стали изменения законодательства в отношении открытых данных, вступившие в силу 1 июля 2013 года, которые, видимо, станут базой для дальнейших инициатив «сверху» по принуждению госорганов выкладывать в открытом доступе в Интернете имеющиеся в их распоряжении данные в машиночитаемом виде (за исключением защищаемой законом тайны и конфиденциальных сведений). Какие риски следует учесть госорганам? С какими проблемами могут столкнуться пользователи открытых данных? Какова цена вопроса и возможная отдача? И, главное, как превратить открытые данные из пиар-игрушки в серьезный инструмент развития экономики?
Что такое открытые данные?
В концепциях построения «открытого правительства» одним из ключевых элементов является идея «открытых данных», которая применительно к системе государственного управления может иметь узкую и широкую трактовку.
В узком понимании «открытые данные» – это государственные данные в машиночитаемом виде, раскрываемые бесплатно и без каких-либо ограничений на их использование, связанных с авторскими правами, патентами и любыми другими ограничениями.
Летом 2013 года в российском законодательстве появилось российское определение «открытых данных», которое можно отнести именно к узкой трактовке понятия (что неудивительно, поскольку, как показывает практика, государственные органы стремятся максимально его сузить).
Фрагмент документа
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Статья 7 «Общедоступная информация»
...4. Информация, размещаемая ее обладателями в сети «Интернет» в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.
Иногда предписываются конкретные форматы представления данных, т.е. форматы, которые специально предназначены для обработки данных. Это прежде всего:
электронные таблицы;
базы данных;
наборы данных, представленные в различных форматах.
Существует и более широкое толкование, когда под «открытыми данными» понимается раскрытие имеющейся у государства и у выполняющих общественно-значимые функции организаций информации не только в машиночитаемом виде и не только бесплатно и без ограничений, – поскольку с точки зрения как государственных органов, так и потребителей этой информации, непроходимой пропасти между различными формами ее раскрытия нет. Формы раскрытия одной и той же информации могут выбираться в зависимости от конкретных обстоятельств, с учетом имеющихся рисков, коммерческой ценности информации, возможностей государственного органа по приведению ее к определенному стандартному виду и т.д.
При широком толковании главным в концепции «открытых данных» является передача государством своих информационных ресурсов заинтересованным в них сторонам с целью повторного использования.
Читатели могут задать вопрос: «Так какие же данные являются открытыми?» Отвечаю: «Фактически любые (за исключением защищаемой законом тайны и конфиденциальных сведений), если они представлены в удобной для обработки форме (электронные таблицы, базы данных, XML-файлы и т.п.)».
Пример 1
Распоряжением Правительства РФ № 1187-р от 10.07.2013 был определен перечень общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в Интернете в форме открытых данных:
Перечень территориальных органов и представительств (представителей) федерального органа власти за рубежом (при наличии);
Перечень подведомственных организаций (при наличии);
План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на очередной год;
Информация о результатах плановых и внеплановых проверок, проведенных федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в федеральном органе исполнительной власти, его территориальных органах и подведомственных организациях;
Статистическая информация, сформированная федеральным органом исполнительной власти в соответствии с федеральным планом статистических работ, а также статистическая информация по результатам проведенных плановых и внеплановых проверок;
Сведения о вакантных должностях государственной гражданской службы, имеющихся в федеральном органе исполнительной власти и его территориальных органах;
Реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти;
Иная общедоступная информация о деятельности федеральных органов исполнительной власти, подлежащая размещению в сети Интернет в форме открытых данных в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, решениями Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства и приказами федеральных органов исполнительной власти.
Эту информацию и раньше принято было размещать на официальных сайтах органов государственной власти. Давайте, например, посмотрим раздел «Открытые данные» сайта Федерального архивного агентства (http://archives.ru/opendata) – показан на Рисунке 1. Сами данные представлены в виде Excel-таблиц, которые можно скачать и использовать.
Одновременно на сайте Росархива те же данные размещены и в виде готовых текстовых таблиц (http://archives.ru/reporting/indicators/2013-deyatelnost-plan-federal.shtml) – см. Рисунок 2.
Рисунок 1. Раздел «Открытые данные» на сайте Росархива
Рисунок 2. Данные на сайте Росархива
Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа
Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г. Для
этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:
его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение
действия комплексной подписки.
А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои
рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей
помощью!
Директор по цифровой трансформации крупной
медицинской клиники делится своим опытом, на какую нормативную базу и технические решения можно опереться при внедрении электронного документооборота. Какие разновидности медицинских документов можно оформлять в виде электронных подлинников. Как обеспечить их юридическую силу на протяжении всего срока хранения (25 лет и более) в ситуации, когда усиленные электронные подписи действуют лишь до 15 месяцев, – своеобразный «электронный нотариат» для этого реализовало государство! Как можно подключиться к его информационной системе. Где можно хранить большие электронные архивы. Как предоставлять медицинские документы клиентам.
Владимир Соловьев
член правления, директор по цифровой трансформации
ГК «Эксперт»
Для принятия осознанного решения о переходе
на юридически значимый электронный документооборот (ЭДО) со своим зарубежным контрагентом нужно понять принципиальные вещи. Какую экономию времени и денег дает переход в цифру (приводим данные Евразийского банка развития, ФТС России и др.)? Как легализовать свою электронную подпись на территории другого государства и иностранную электронную подпись в России? Есть ли нерешенные проблемы для практического перехода на трансграничный электронный документооборот? С партнерами из каких стран российский бизнес уже может перейти на электронный документооборот, благодаря налаженной инфраструктуре? Что делать, если интересующей вас страны в этом списке пока нет? Каков алгоритм действий для подключения к трансграничному ЭДО? Наши ответы на эти вопросы помогут вам в принятии решения о переходе на трансграничный ЭДО.
Сергей Кирюшкин
к.т.н., советник генерального директора
– начальник удостоверяющего центра ООО «Газинформсервис», эксперт Ассоциации «РОСЭУ»
Предлагаем вам справочный материал по
действующим отечественным стандартам. Вы увидите, какие ГОСТы можно использовать уже сейчас: для обеспечения долговременной сохранности электронных документов в информационной системе; для конвертации документов из одного формата в другой и для миграции из одной программно-аппаратной среды в другую; для обмена электронными сообщениями между разными СЭД; для цензурирования информации при ее раскрытии, чтобы соблюсти конфиденциальность и др. Все 8 описываемых ГОСТов являются адаптированным переводом международных разработок и содержат лучший мировой опыт.
Елена Антошечкина
начальник отдела анализа и методологии
ГК «Электронные Офисные Системы» (ЭОС)
Какие организации бесплатно получают усиленную
квалифицированную электронную подпись в удостоверяющем центре ФНС России. Куда за ней обращаться и что с собой взять. Что в результате получите от налоговой. Где можно будет использовать эту электронную подпись. Автор статьи показывает алгоритм действий с учетом изменений, внесенных в 2023 году. Отмечает и проблемы, часть которых его организации удалось разрешить. Данная статья написана по материалам выступления автора на Форуме ЭДО 2023.
Никита Степанов
руководитель проекта в ООО «Служба налогоплательщика»,
которое разрабатывает программные продукты для налогоплательщиков, формы и форматы для Минфина и ФНС России, инструменты контроля налоговой и бухгалтерской отчетности, XML-документы в АИС НАЛОГ, АСК НДС 2, АСК ККТ и др., эксперт Ассоциации «РОСЭУ»
Режим «Рецензирование» существенно облегчает
разработку, согласование вордовского документа группой людей – он автоматически фиксирует каждую вставку, удаление, перемещение текста, форматирование и все это пользователи еще могут комментировать! Показываем, как управлять отображением правок (каким способом, какие типы и от каких пользователей показывать, как определить автора изменений, как распечатать исходный или окончательный вариант текста). Как выявить правки, которые коллега пытался вставить незаметно! Можно объединить в одном документе правки от разных людей, присланные ими в разных версиях файла. А еще можно защитить документ от редактирования либо установить пользователям пределы дозволенного. Даже если режимом «Рецензирование» уже пользуетесь, из этой статьи сможете узнать новые «ювелирные» настройки, которые сделают вашу работу еще удобнее.
Надежда Артонкина
специалист по внедрению автоматизированных
систем управления
Автор напоминает основные принципы организации
контроля исполнения поручений, а потом подробно объясняет, как удобнее автоматизировать эту работу с использованием стандартных возможностей MS Excel (какие поля в таблице регистрационной формы пригодятся, как настроить фильтрацию данных и пользоваться ею, какие сведения удобно выделять автоматически). Статья особенно пригодится тем, кому на покупку специализированного программного обеспечения для автоматизации делопроизводства денег пока не дают.
Антипов Денис
специалист по электронному документообороту
ООО «Тулпар Техник»
Раскрыты секреты создания эффектной презентации
в современном стиле для деловых отчетов и планов: как сделать данные наглядными, как привлекать внимание, как лучше форматировать гистограммы и диаграммы, как использовать шрифты, цвета и картинки, где взять бесплатные фото и иконки. Описаны интересные возможности программы PowerPoint из Microsoft Office, которые стоит применять.
Наталья Клочкова
заместитель исполнительного директора
торгово-производственной компании
Приведен список из более 60 действующих
нормативных правовых и методических документов в сфере управления документами, которые мы систематизировали по 6 разделам: требования к документированию деятельности, автоматизации, работе с документами и данными, их хранению, работе с электронными документами и подписями и др. Авторы статьи рассматривают причины, по которым данная система регламентации и существующие подходы в СЭД пока не позволяют массово внедрить безбумажную модель документооборота. Предложено сформировать эталонную модель цифрового документооборота электронных подлинников документов (с готовыми решениями вместо перечня правил) в виде отечественного стандарта. Его разработкой уже занимается экспертная компания «ДокМенеджмент Консалт», рассказываем, какие пробелы он призван восполнить, какие конкретные методики работы воплотить.
Елена Скрипко
руководитель научно-методического центра
и направления образовательных программ ООО «ДокМенеджмент Консалт», член международной некоммерческой профессиональной ассоциации ARMA International
Софья Ульянцева
к.и.н., генеральный директор ООО «ДокМенеджмент
Консалт», доцент кафедры документоведения, аудиовизуальных и научно-технических архивов ИАИ РГГУ
Используем Cookies на нашем веб-сайте для того, чтобы обеспечить пользователям максимальное удобство. Подробнее
Пожалуйста, укажите e-mail, который Вы использовали для входа на сайт
Подписка на почте
Оформить подписку на журнал «Делопроизводство и документооборот на предприятии» можно в любом отделении почты:
Журнал / Каталог
Индекс на полугодие / год
Делопроизводство и документооборот на предприятии
«Почта России»
П1501 / П3473
Кадровая служба и управление персоналом предприятия
«Почта России»
П2576 / П3474
Юридический справочник руководителя
«Почта России»
П2577 / П3454
Подпишитесь на бесплатную рассылку материалов!
Получайте материалы по интересующему вас направлению - лучшие статьи от надежных экспертов, ответы на волнующие вопросы. Только самые актуальные материалы и ничего лишнего!
Письмо с подтверждением подписки выслано вам на почту