Top.Mail.Ru

«Каждому слову свое место», или Штраф за просрочку подачи декларации по-новому

Организации и индивидуальные предприниматели, которые не являются плательщиками НДС, но при этом должны отчитываться по данному налогу, с нового года попадают «в зону риска» за несвоевременную подачу декларации. Теперь им наравне с плательщиками НДС придется нести ответственность за неподачу декларации. Кроме того, с нового года устранена неясность налогового законодательства по вопросу установления даты, на которую следует определять неуплаченную сумму налога. Теперь четко сказано, что проценты за несвоевременное представление декларации будут считаться от не уплаченной в срок суммы налога. Автор анализирует поправки в НК РФ, разъясняя позиции чиновников и судебной практики.

Значение слова нельзя недооценивать. Особенно если это слово из Налогового кодекса. И уже с нового года в этом смогут убедиться многие организации и предприниматели. Дело в том, что летом 2013 г. был принят Федеральный закон № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», согласно которому с 2014 г. меняется формулировка п. 1 ст. 119 НК РФ. Из указанной нормы уберут одно слово и добавят несколько новых. Но, к сожалению, это не просто игра слов. Это фразы, которые кардинально меняют смысловое значение штрафа за несвоевременное представление декларации. О таких изменениях мы сегодня подробно поговорим.

Рассказывая о привлечении к ответственности по ст. 119 НК РФ, нельзя не упомянуть и о позиции Пленума ВАС РФ, которая содержалась в постановлении от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Но обо всем по порядку.

Начнем с изменений в налоговом законодательстве. Что же поменялось в п. 1 ст. 119 НК РФ? Чтобы было наглядно, приведем «старую» и «новую» формулировки указанного пункта дословно. А чтобы не пришлось искать различия в формулировках, изменения для удобства выделим курсивом.

Итак, «старая» редакция: «Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей».

«Новая» редакция: «Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей».

Кто подпадает под действие статьи

Итак, из ст. 119 НК РФ с 1 января 2014 г. исчезнет упоминание о налогоплательщике. К чему это приведет? Во-первых, к тому, что те организации и предприниматели, которые не являются плательщиками НДС, но при этом должны отчитываться по НДС, с нового года попадают «в зону риска» за несвоевременную подачу декларации. Речь идет о лицах, не являющихся плательщиками НДС, но которые согласно подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ должны платить в бюджет НДС в случае выставления ими своим покупателям счетов-фактур с выделенной суммой налога (например, «упрощенцы»).

Однако обязанность представления налоговой декларации неплательщиками НДС в такой ситуации НК РФ до 1 января 2014 г. предусмотрена не была. В соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ декларацию обязаны были представлять только налогоплательщики, в том числе перечисленные в п. 5 ст. 173 НК РФ. Что касается лиц, не являющихся плательщиками НДС, то они в п. 5 ст. 174 НК РФ не были названы. И, несмотря на то, что их обязанность по представлению декларации была предусмотрена Порядком заполнения декларации по НДС, утвержденным приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения», арбитражная практика складывалась явно не в пользу налоговиков.

Судебная практика

Суды указывали, что субъектом правонарушений являлись именно налогоплательщики, а «упрощенцы» к ним не относились (постановления Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 № 4544/07, ФАС Северо-Западного округа от 17.01.2011 по делу № А56-95609/2009, ФАС Московского округа от 24.12.2010 № КА-А41/16297-10 и т.д.).

Но с января 2014 г. вступит в силу новая редакция п. 5 ст. 174 НК РФ, согласно которой декларацию по НДС должны будут представлять и лица, не являющиеся плательщиками НДС, в случае выставления ими счетов-фактур с выделенной суммой налога. Поэтому надеяться на то, что при неподаче декларации такие неплательщики НДС смогут избежать штрафа по ст. 119 НК РФ, бесполезно.

Во-вторых, по п. 1 ст. 119 НК РФ наказывать за несвоевременное представление налоговой декларации будут не только налогоплательщиков, штраф грозит и налоговым агентам, не сдавшим вовремя декларацию по НДС, ведь их обязанность по представлению декларации прямо предусмотрена п. 5 ст. 174 НК РФ.

Судебная практика

Ранее суды высказывались, что налоговых агентов по ст. 119 НК РФ штрафовать нельзя (постановления ФАС Уральского округа от 25.06.2008 № Ф09-4562/08-С2, ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.05.2007 № А78-7944/06-С2-8/439-Ф02-2657/07). По мнению служителей Фемиды, привлечь к ответственности налогового агента в такой ситуации можно было только по ст. 126 НК РФ.

Поскольку суммы штрафов по ст. 119 и 126 НК РФ существенно различаются, налоговые агенты по НДС с 1 января 2014 г. также должны быть во всеоружии, чтобы решения налоговых органов о наказании за несвоевременную подачу декларации не стали для них неприятным сюрпризом.

Дата и сумма налога

Второе, и не менее важное изменение в ст. 119 НК РФ касается вопроса установления даты, на которую следует определять неуплаченную сумму налога. Штраф в размере 5% (30%) исчисляется от неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации. То есть при принятии решения о привлечении налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ должен учитываться факт уплаты налога. А вот на какую дату надо было определять сумму налога, в НК РФ сказано не было.

До внесения поправок ситуация была спорной, причем ФНС России и Минфин России высказывали разные мнения. В 2010 г. налоговые органы сказали, что если на дату вынесения решения о привлечении к ответственности сумма налога, подлежащая уплате на основании этой декларации, внесена в бюджет, то размер санкции по ст. 119 НК РФ будет минимальным и составит 1000 руб. (п. 2 письма ФНС России от 26.11.2010 № ШС-37-7/16376@).

Однако Минфин России в письме от 29.04.2011 № 03-02-08/48 выразил иную позицию по данному вопросу: сумма штрафа, установленного ст. 119 НК РФ, рассчитывается исходя из суммы налога, не уплаченной в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

С 2014 г. неясность налогового законодательства по вопросу установления даты, на которую следует определять неуплаченную сумму налога, ликвидирована. Теперь в указанной норме четко сказано, что проценты за несвоевременное представление декларации будут считаться от не уплаченной в срок суммы налога (п. 13 ст. 10 Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ).

От рассмотрения вопроса привлечения к ответственности по ст. 119 НК РФ в 2013 г. не остался в стороне и Пленум ВАС РФ. Достаточно много внимания уделено этому штрафу в постановлении от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 57). Оно пришло на смену аналогичному постановлению Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», которым судьи (да и налогоплательщики с налоговыми органами тоже) руководствовались более 12 лет.

Отметим, что документ этот очень важен, ведь в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановления Пленума ВАС РФ являются обязательными для судов. Это значит, что решения по спорным вопросам по статье 119 НК РФ судьи будут принимать, руководствуясь позицией Пленума ВАС РФ. Да и налоговики при принятии постановлений, вынесенных не в их пользу, должны учитывать мнение Высшего Арбитражного Суда России. Об этом прямо сказано в письме ФНС России от 09.02.2011 № ММВ-7-7/147@ «Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах».

Пленум ВАС РФ в Постановлении № 57 дал ответы на следующие вопросы:

  • на какую дату следует определять размер «неуплаченной суммы налога»;
  • можно ли штрафовать по ст. 119 за непредставление в срок расчета авансового платежа;
  • возможно ли снижение минимального штрафа по ст. 119 НК РФ.

Что касается ответа на первый вопрос, Пленум поддержал финансовое ведомство (письмо Минфина России от 29.04.2011 № 03-02-08/48), указав, что «размер «неуплаченной суммы налога» надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями Налогового кодекса РФ для уплаты соответствующего налога» (п. 18 Постановления № 57). Таким образом, даже однодневная задержка в представлении декларации и уплате налога чревата для налогоплательщиков штрафом в размере 5% от суммы, отраженной в декларации. И такой штраф налоговики могут применять уже сегодня, не дожидаясь 2014 г., когда аналогичная норма появится в НК РФ.

А вот по двум другим вопросам позиция Пленума ВАС благоприятна для налогоплательщиков. В п. 17 Постановления № 57 разъяснено, что привлечь к ответственности по ст. 119 НК РФ в случае несвоевременного представления либо непредставления по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей нельзя. При этом не имеет значения, как называется данный документ в ч. 2 НК РФ: расчетом или декларацией. Отметим, что до принятия Постановления № 57 судебная практика по этому вопросу была противоречивой. Теперь же она должна стать единообразной. Позиция Пленума ВАС РФ уже учтена налоговой службой: при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности за непредставление либо несвоевременную подачу налоговой декларации по итогам отчетных периодов налоговым органам следует руководствоваться п. 17 Постановления № 57 (письмо ФНС России от 30.09.2013 № СА-4-7/17536).

Также Пленум ВАС РФ считает, что минимальный штраф по ст. 119 НК РФ (который составляет 1000 руб.) может быть снижен, если налогоплательщик заявит о наличии смягчающих обстоятельств (п. 16 и 18 Постановления № 57).

Как видите, не все новости, связанные с ответственностью за несвоевременное представление декларации, радостны. Так что будьте внимательны: сдавайте налоговую отчетность вовремя.

Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Подсчитываем среднесписочную численность

Сведения о среднесписочной численности работников являются одним из критериев, по которому организации и индивидуальные предприниматели могут быть отнесены к субъектам малого или среднего бизнеса. А это в свою очередь влияет на применение некоторых льгот, обязательность принятия локальных нормативных актов в компании. Помимо этого, на основании отчета о численности налоговики анализируют уровень заработных плат на предприятии и сумму зарплатных налогов.

Возврат переплаты по страховым взносам, уплаченным до 2017 года

Переплату по взносам, возникшую до 2017 г., можно только вернуть, зачесть не получится. За ее возвратом следует обращаться в ФСС РФ (по взносам на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и ПФР (по взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование). Рассмотрим на примерах, как заполнить заявления на возврат.

Как уточнить СЗВ-М

Выясним, как уточнять сведения о застрахованных лицах в ПФР (по форме СЗВ-М). В частности, когда вы сдаете первичный отчет (исходная форма) и когда вторичный (дополняющая / отменяющая формы). Поскольку никакого конкретного порядка заполнения и уточнения формы СЗВ-М законодательством не установлено, у бухгалтеров возникает множество вопросов.

Какие документы необходимо выдать сотруднику при увольнении?

Главный документ, который должен получить сотрудник при увольнении, – это трудовая книжка. Однако есть и другие не менее важные документы, которые необходимо выдать увольняющемуся работнику. Часть из них работодатель должен представить в обязательном порядке, другие – по письменному заявлению сотрудника. Разберемся подробнее.

Представительские расходы: оформляем документы

Несмотря на то, что нормы об учете представительских расходов давно не претерпевали изменений, они традиционно вызывают большой интерес. Руководство хочет как можно больше затрат отнести к представительским расходам, бухгалтеры же знают, что налоговики тщательно проверяют все позиции. Разъясним, какие затраты представительскими быть не могут, какие документы необходимы для обоснования и как их оформить.

Знакомимся с новыми правилами выдачи документов, заменяющих кассовый чек

Кто может не применять ККТ по новым правилам? Какой документ вместо кассового чека можно выдать? Какие реквизиты он должен содержать? Каковы правила его выдачи? Кто должен вести журнал учета документов и где хранить копии?

Документы выписаны не на того контрагента: исправляем ошибку

Компания оказала услугу, на которую необходимо оформить акт и счет-фактуру. Бухгалтер при составлении этих документов ошибся и в программе указал другого контрагента. Спустя какое-то время ошибка обнаружилась, и перед специалистом возник вопрос о том, как исправить свою оплошность, если, допустим, декларация по НДС уже сдана? Очевидно, что и первичка (акт об оказании услуг), и счет-фактура оформлены ошибочно. Но здесь нужно не вносить исправления в документы, а аннулировать оформленные и одновременно составить правильные.

Все о бланках строгой отчетности

В первой половине мая Правительство утвердило положение об осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, при условии выдачи бланков строгой отчетности. Автор анализирует новый документ, рассказывает, какие обязательные реквизиты теперь должны быть указаны в БСО, как происходит их учет и хранение, как проводить ревизию бланков, какие старые БСО еще действуют, какова ответственность за неприменение бланков строгой отчетности. Кроме того, затронуты вопросы и неясности, которые возникли после утверждения этого документа.