В материале нашего автора рассмотрены основные положения о работе комиссий по легализации налоговой базы, создаваемых при налоговых органах, а также даны рекомендации индивидуальным предпринимателям о том, как правильно строить взаимодействие с данными комиссиями.
В июле 2013 года Федеральной налоговой службой России (ФНС России) в адрес ее территориальных органов было направлено письмо от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» (далее – Письмо № АС-4-2/12722@). Рекомендации, изложенные в данном письме, касаются в том числе взаимоотношений между органами ФНС России и индивидуальными предпринимателями, а потому последним следует знать, по каким причинам их могут вызвать в комиссию по легализации налоговой базы, а также то, как необходимо себя при этом вести.
Общие положения
Согласно Письму № АС-4-2/12722@ целью работы комиссии налогового органа по легализации налоговой базы (далее – комиссия) является увеличение поступлений налогов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков (в том числе индивидуальных предпринимателей), в отношении которых установлены факты (либо имеются достаточные основания полагать о наличии фактов) неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного перечисления налога на доходы физических лиц (НДФЛ), фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности, или отсутствуют объяснимые причины тех или иных результатов деятельности предпринимателя к самостоятельному уточнению налоговых обязательств и недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах.
Работа организуется в рамках:
- а) комиссий, созданных в инспекциях ФНС России;
- б) комиссий, созданных при управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации;
- в) межведомственных комиссий, созданных при администрациях субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.
Комиссия осуществляет свою работу на основании приказа, состав комиссии утверждается руководителем налогового органа.
В рамках работы комиссии должно обеспечиваться соблюдение налоговыми органами норм, предусмотренных ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), а также Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Фрагмент документа
Пункт 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации
Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
- являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя-налогоплательщика;
- об идентификационном номере налогоплательщика;
- о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
- предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);
- предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;
- предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Предметом рассмотрения на заседаниях комиссии являются вопросы правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты предпринимателем налога на добавленную стоимость (НДС), НДФЛ, налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога.
Отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежат следующие индивидуальные предприниматели:
-
Имеющие низкую налоговую нагрузку по НДС.
Отбор таких предпринимателей осуществляется на основании деклараций по НДС, представленных за ряд налоговых периодов, в которых отношение суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога с налоговой базы составила 89% и более.
- Имеющие задолженность по перечислению НДФЛ.
-
Снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего налогового периода более чем на 10%.
Отбор индивидуальных предпринимателей осуществляется путем сопоставления удержанных сумм НДФЛ за налоговый период, отраженных в сведениях о доходах по форме № 2-НДФЛ, представленных предпринимателем в налоговый орган, с поступлениями НДФЛ, отраженными в карточках «Расчеты с бюджетом». Дополнительно анализируются данные отчетности (Расчеты) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование территориальных органов Пенсионного фонда России.
Отбор предпринимателей, перечисление НДФЛ которыми снижено на 10% и более относительно аналогичного периода предыдущего года, производится на основании данных КРСБ1 в части уплаты налога. При отборе анализируется динамика с учетом информации, имеющейся в налоговом органе о среднесписочной численности, и данных, представленных предпринимателем в территориальные органы Пенсионного фонда России.
-
Выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе.
Отбор предпринимателей осуществляется на основании показателей, содержащихся в сведениях о доходах физических лиц по форме № 2-НДФЛ, представленных предпринимателями за истекший налоговый период. Расчет производится исходя из общей суммы доходов, выплаченных предпринимателем физическим лицам, и их среднесписочной численности.
Особое внимание обращается на налоговых агентов, выплачивающих заработную плату ниже регионального прожиточного минимума.
-
Заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период...