• Журнал «Арсенал предпринимателя» январь 2014
  • Рубрика Взаимоотношения с госорганами

Чиновники о необоснованной налоговой выгоде

В своем письме от 31.10.2013 № СА-4-9/19592 ФНС РФ привела обзор практики рассмотрения жалоб налогоплательщиков и арбитражных споров по вопросам необоснованной налоговой выгоды. В документе приводится более 130 судебных постановлений за 2013 год, в которых налоговики смогли доказать наличие «схем» ухода от налогов. Анализ данного документа поможет предпринимателям избежать риска стать недобросовестными налогоплательщиками.


В настоящее время умышленное использование в хозяйственной деятельности фирм-«однодневок» является одним из самых распространенных способов уклонения от налогообложения. ФНС России в письме от 31.10.2013 № СА-4-9/19592 (далее – Письмо) привела обзор практики рассмотрения жалоб налогоплательщиков и арбитражных споров по вопросам необоснованной налоговой выгоды. Чиновниками были выявлены «схемы» минимизации налогов: это искусственное увеличение стоимости товаров, отсутствие должной осмотрительности, «дробление» бизнеса с целью применения ЕНВД, совершение хозяйственных операций, не имеющих разумной деловой цели. Причем чиновники привели порядка 130 судебных постановлений за 2013 год, в которых налоговики смогли доказать наличие «схем» ухода от налогов.

Экскурс в историю

Без вины виноватые

Начнем с того, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. Так что обоснованность расходов не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности либо полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности предприниматель осуществляет ее самостоятельно, на свой риск и вправе единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. Указанный вывод следует из определений КС РФ от 16.12.2008 № 1072-О-О и от 04.06.2007 № 320-О-П.

Аналогичная позиция изложена в многочисленных разъяснениях чиновников (письма Минфина России от 16.08.2013 № 03-03-06/1/33408, от 15.08.2013 № 03-03-06/1/33241, от 29.07.2013 № 03-03-06/2/30016, ФНС РФ от 17.03.2010 № ШС-17-3/40@ и т.д.). При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется во время налоговых проверок (письмо Минфина России от 23.07.2013 № 03-03-06/1/28984, от 28.12.2012 № 03-03-06/4/121, от 20.09.2012 № 03-03-06/1/489 и т.д.).

Если же говорить о «недобросовестности налогоплательщика», то в законодательстве вообще такого понятия нет. Впервые оно прозвучало в определении КС РФ от 25.07.2001 № 138-О. С тех пор прочно вошло в оборот и не раз повлияло на размер налоговых обязательств предпринимателей.

В свою очередь понятие налоговой выгоды ввели высшие арбитры. Речь идет о п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее – Постановление № 53). Итак, под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Чаще всего речь идет об искусственном включении фирм-«однодневок» в цепочку хозяйственных связей. Налоговики под фирмой-«однодневкой» понимают юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации и т.д. Указанное определение содержится в письме ФНС РФ от 11.02.2010 № 3-7-07/84.

Презумпция добросовестности

Тем не менее высшие арбитры считают, что судебная практика разрешения налоговых споров должна исходить из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, – достоверны (п. 1 Постановления № 53).

Так что представление налогоплательщиком в инспекцию всех надлежащим образом оформленных документов в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны или противоречивы (п. 1 Постановления № 53).

При этом факт нарушения контрагентом своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. В то же время налоговая выгода может быть признана необоснованной, если будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных поставщиком. Либо если будет доказано, что деятельность налогоплательщика была направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей (п. 10 Постановления № 53).

Далее рассмотрим выявленные чиновниками «схемы» минимизации налогов.

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.