Ликвидация организации обычно занимает довольно продолжительное время. Связано это со специфическими требованиями законодательства: принять решение о ликвидации, назначить ликвидационную комиссию, утвердить промежуточный ликвидационный баланс, а затем и его окончательный вариант. Обо всех этих событиях следует уведомлять регистрационный орган. А это значит, что в налоговую инспекцию с уведомлением/заявлением придется обращаться минимум три раза. О правилах заполнения новых форм читайте в статье нашего эксперта.
С июля прошлого года начали действовать новые формы для регистрации юридических лиц, в том числе уведомление по форме № Р15001 и заявление по форме № Р16001, которые следует заполнить и представить в регистрирующий орган, если принято решение о ликвидации общества. Определимся, кто и какие формы должен подавать, а также изучим требования к их заполнению.
Ликвидация организации – процесс довольно утомительный и долгий, даже если компания не вела деятельность и сдавала «нулевые» декларации. Причем сложность работы с уведомлением по форме № Р150011 заключается больше не в том, как ее заполнить, а в том, сколько раз и в каком случае подать. Напомним, если в других ситуациях уведомлять регистрирующий орган нужно лишь один раз, например, при создании общества или внесении изменений в учредительные документы, то во время ликвидации организации обращаться в налоговую инспекцию с заявлениями придется несколько раз.
Вместе с тем если сравнивать с ранее действовавшими формами, то теперь вместо трех разных форм – № Р15001 (уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица), № Р15002 (уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего)) и № Р15003 (о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица)2 – при любых действиях процедуры ликвидации (принятие решения о ликвидации, формирование ликвидационной комиссии, составление ликвидационного баланса и пр.) заполняется лишь одна форма № Р15001 «Уведомления о ликвидации юридического лица». Окончание ликвидации регистрируется новой формой № Р16001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией».
Процедура ликвидации общества
Естественно, нововведения заметно облегчают жизнь бухгалтеров, хотя путаница все же не исключена. Чтобы ее избежать, вспомним процедуру ликвидации пошагово, указав, когда и какое из уведомлений/заявлений следует оформить (на примере ООО).
На первом этапе ставится вопрос о ликвидации. Для этого проводится общее собрание участников/учредителей, на котором рассматриваются вопросы о ликвидации и назначении ликвидатора или ликвидационной комиссии. По итогам собрания принимается решение, о котором придется уведомить четыре разных инстанции:
- регистрационный орган, куда в течение трех дней с момента принятия решения о ликвидации подается уведомление по форме № Р15001;
- территориальную налоговую инспекцию, куда также в течение трех дней направляется сообщение о принятом решении о ликвидации (по форме № С-09-43);
- Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования РФ в течение 10 дней с момента принятия решения о ликвидации. Рекомендуемая форма уведомления для ФСС России сообщена письмом ФСС РФ от 28.12.2009 № 02-10/05-13656 (уведомление плательщика страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством об открытии (закрытии) банковского счета)....