Многие коммерсанты при выдаче заработной платы своим сотрудникам забывают или намеренно игнорируют возложенную на них обязанность по оформлению расчетных листков. А некоторые и вовсе не знают об их существовании. О том, как утвердить форму этого расчетного документа, почему не стоит забывать и пренебрегать его оформлением, рассказано в статье.
По сравнению с юридическими лицами объем бумажной работы у индивидуального предпринимателя невелик. Однако многие коммерсанты зачастую переоценивают количество послаблений, предусмотренных для них законодательством. В статье разберемся, нужно ли индивидуальным предпринимателям оформлять расчетные листки и как правильно это сделать при необходимости.
Можно ли не выдавать расчетный листок
В статье 136 ТК РФ установлена обязанность всех работодателей извещать в письменной форме каждого работника о:
- составных частях заработной платы, причитающейся работнику за соответствующий период;
- денежной компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы, отпускных, выплат при увольнении;
- размерах и основаниях произведенных удержаний;
- общей сумме к выплате.
Для этих целей оформляют специальный документ – расчетный листок. При этом никаких послаблений для индивидуальных предпринимателей в Трудовом кодексе РФ не предусмотрено. Соответственно, они, как и все остальные работодатели, должны выдавать расчетные листки своим работникам. Причем оформлять расчетные листки нужно всем работникам, в том числе совместителям, независимо от способа выплаты заработной платы. То есть даже если коммерсант перечисляет заработную плату работникам на банковскую карточку, выдать расчетный листок все равно придется (письмо Роструда от 18.03.2010 № 739-6-1). Одновременно с расчетным листком необходимо представлять сотруднику информацию о начисленных, удержанных и перечисленных страховых взносах (п. 35 приказа Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 987н). Поэтому для удобства целесообразно включить эту информацию в форму расчетного листка.
Разрабатывая форму расчетного листка, нужно помнить, что с 2014 года весь тариф страхового взноса в Пенсионный фонд необходимо перечислять на финансирование страховой части пенсии (ст. 22.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ). Поэтому, отражая в расчетном листке взносы в ПФР, следует предусмотреть только одну строку для начисления взносов на указанную часть пенсии. Если же у индивидуального предпринимателя есть сотрудники, которые участвуют в программе по перечислению дополнительных страховых взносов на накопительную часть пенсии и на коммерсанта в соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» возложена обязанность по их перечислению, то в расчетном листке нужно предусмотреть строки для их отражения. Поступить так предпринимателю нужно и в том случае, если он должен перечислять дополнительные взносы с заработной платы своих сотрудников (если работники заняты на «вредных» и (или) опасных работах).