• Журнал «Юридический справочник руководителя» февраль 2014
  • Рубрика Договорные отношения

Включение в реестр недобросовестных поставщиков в связи с отказом от контракта или его расторжением

В прошлом номере мы рассказывали о том, как в реестр недобросовестных поставщиков попадают компании, уклонившиеся от заключения контракта. В продолжении темы рассмотрим второе основание включения поставщиков в реестр – расторжение контракта заказчиком или судом в связи с существенным нарушением его условий. Не забудем поговорить и об исключении компаний из реестра.


В прошлом номере журнала мы рассказывали о включении в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) компаний, которые уклоняются от заключения контракта в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В продолжение темы рассмотрим второе основание включения в реестр: расторжение контракта заказчиком или судом в связи с существенным нарушением его условий. Кроме того, поговорим об исключении организаций из РНП.

Отказ заказчика от исполнения контракта

Требования к поставщику

Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) установлена обязанность заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если выяснится, что поставщик не соответствует требованиям, установленным документацией, или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем (ч. 15 ст. 95).

Требования к потенциальному поставщику установлены ст. 31 Закона № 44-ФЗ и включают в себя:

  • непроведение ликвидации;
  • неприостановление деятельности;
  • отсутствие задолженностей по налогам и сборам;
  • отсутствие сведений о нем в РНП;
  • отсутствие у первых лиц организации судимости или административной дисквалификации в связи с их профессиональной деятельностью;
  • наличие исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (в необходимых случаях);
  • правомочность на заключение контракта;
  • иные требования, установленные Правительством РФ.

Очевидно, в данном случае речь не идет о существенном нарушении условий контракта поставщиком, и не каждое из этих условий влечет невозможность исполнения контракта в целом. Тем не менее во избежание проблем организациям необходимо исключить указанные обстоятельства.

Решение об отказе

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, если такое условие было предусмотрено контрактом. Это правило действует с июня 2013 года, со времени внесения изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В настоящее время аналогичная норма содержится в ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Примечательно, что этим правом может быть наделен не только заказчик, но и поставщик (ч. 19 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Нельзя не отметить, что в законе усматривается некоторое противоречие. С одной стороны, заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством. Однако ГК РФ предусматривает случаи расторжения не только в связи с существенным нарушением условий подрядчиком, но и в иных ситуациях. При этом ч. 16 ст. 95 Закона № 44-ФЗ гласит: «Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)».

Во-первых, логично, что сведения о подрядчиках должны вноситься в РНП только в случае расторжения контракта в одностороннем порядке в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Во-вторых, такое решение заказчика должно быть законным. Так, в случае проведения экспертизы контракт может быть расторгнут только при подтверждении экспертами нарушений условий контракта.

Решение заказчика о расторжении контракта в течение дня должно быть направлено поставщику. При этом заказчик еще может отменить свое решение. Для этого поставщик в течение 10 дней с даты уведомления должен устранить нарушения. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения обязательства по контракту (ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Условия контрактов

Существенными условиями для всех видов государственных (муниципальных) контрактов являются как минимум предмет и цена. Нарушение поставщиком этих условий служит основанием для расторжения контракта в одностороннем порядке.

Изменение существенных условий возможно лишь в исключительных случаях, предусмотренных законом, и только по соглашению сторон. В соответствии с ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ при исполнении контракта по согласованию сторон допускается поставка товара, характеристики которого превосходят те, что указаны в контракте. Выходит, что заменить товар и при этом не нарушить закон можно, если этот товар по всем характеристикам и потребительским свойствам превосходит товар, изначально заявленный в контракте. Подобная ситуация может сложиться, например, из-за того, что тот или иной товар снят с производства или поставщик нашел товар с лучшими характеристиками, но дешевле.

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.