Top.Mail.Ru

«Облачные» перспективы: знакомимся с основными понятиями и популярными игроками

В чем суть облачных технологий и как они могут быть использованы в сфере электронного документооборота? Для ответа на эти вопросы воспользуемся уникальной возможностью перенесения на страницы журнала материалов Круглого стола «Облачные перспективы», который уже не первый год проводится в рамках конференций Гильдии Управляющих Документацией «Инфодокум».Названы популярные отечественные игроки в данной сфере и их продукты, а также что стоит прописывать в соглашении об уровне сервиса.

Что же это такое – «облачные технологии» или «облачные вычисления»?

Облачные технологии (первоначально их называли «cloud computing» – облачные вычисления1) появились сравнительно недавно – в 2006 году. В системах электронного документооборота (СЭД) эти технологии стали использоваться лишь несколько последних лет. Феномен облачных технологий по степени влияния на развитие процессов производства и управления, аналитики приравнивают к такому ключевому явлению в развитии компьютерной техники, как создание персональных компьютеров, так как эти технологии отличаются беспрецедентной скоростью своего распространения.

Четкое представление о том, что такое «облачные технологии» или «облачные вычисления», пока окончательно не сформировано не только у потребителей, но и у профессионалов в сфере информационных технологий (ИТ). Полное согласие существует только в том отношении, что «облака» – это тысячи глобально распределенных компьютеров. Понятие облачных технологий до сих пор нередко используют просто как звучный маркетинговый термин для обозначения сервисов с доступом через Интернет или даже через сети связи общего пользования.

Одно из основных отличий облачных программных решений от традиционных заключается в том, что вся информация обрабатывается не на жестком диске компьютера, а на удаленном сервере (группе удаленных серверов или центров обработки данных, объединенных в единый пул с возможностями динамического перераспределения памяти). У пользователя находится только монитор, связанный с вычислительными мощностями через Интернет, при этом пользователь представления не имеет, где физически находятся его данные, поэтому и термин «облако» является для такой ситуации удачной и достаточно точной метафорой.

Руководство, подготовленное Национальным институтом стандартов и технологий США (NIST), дает следующее определение, которое в настоящее время считается мировой классикой: «Облачные вычисления (cloud computing) – это модель предоставления повсеместного и удобного сетевого доступа по мере необходимости к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов (например, сетей, серверов, систем хранения, приложений и сервисов), которые могут быть быстро предоставлены и освобождены с минимальными усилиями по управлению и необходимостью взаимодействия с провайдером услуг (сервис-провайдером)».

Американский аналитик Джон Риз выделяет следующие основные условия, по которым можно определить, является ли тот или иной сервис облачным:

  • сервис доступен через web-браузер (непатентованный и не являющийся собственностью той или иной фирмы);
  • чтобы начать пользоваться сервисом, не требуется никаких затрат капитала;
  • вы платите только за то, чем вы пользуетесь, и оплачиваете только то время, в течение которого вы этим пользуетесь.

Облачные вычисления не представляют собой какой-то новой технологии, а лишь новую модель предоставления информационных ресурсов по запросу через Интернет, при которой появляется возможность их получения в нужном объеме в нужное время. С появлением облачных вычислений действительно произошла смена технологической парадигмы предоставления информационных услуг: если раньше услуги представлялись из индивидуальных вычислительных ресурсов, то теперь – из «коммунальных».

Очень доступно на одном из Круглых столов «Облачные перспективы» рассмотрела эти моменты в своем докладе М. Аншина (Председатель Комитета по стандартам Российского Союза ИТ-директоров), которая предложила следующее классическое российское определение: «Облако (cloud) – метод управления ИТ, когда используемые активы не принадлежат компании-потребителю, и ИТ-сервисы пользователям, или ресурсы, их обеспечивающие, предоставляются через Интернет». Чтобы популярно прояснить основные особенности, возникающие с переходом к облачным технологиям, она сравнила их с понятными всем условиями эксплуатации и проживания в частном и многоквартирном домах:

Таблица. Сравнение условий эксплуатации дома и квартиры

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Практика перехода на электронный медицинский документооборот в клинике

Директор по цифровой трансформации крупной медицинской клиники делится своим опытом, на какую нормативную базу и технические решения можно опереться при внедрении электронного документооборота. Какие разновидности медицинских документов можно оформлять в виде электронных подлинников. Как обеспечить их юридическую силу на протяжении всего срока хранения (25 лет и более) в ситуации, когда усиленные электронные подписи действуют лишь до 15 месяцев, – своеобразный «электронный нотариат» для этого реализовало государство! Как можно подключиться к его информационной системе. Где можно хранить большие электронные архивы. Как предоставлять медицинские документы клиентам.

Внешнеэкономическая деятельность без бумажных документов

Для принятия осознанного решения о переходе на юридически значимый электронный документооборот (ЭДО) со своим зарубежным контрагентом нужно понять принципиальные вещи. Какую экономию времени и денег дает переход в цифру (приводим данные Евразийского банка развития, ФТС России и др.)? Как легализовать свою электронную подпись на территории другого государства и иностранную электронную подпись в России? Есть ли нерешенные проблемы для практического перехода на трансграничный электронный документооборот? С партнерами из каких стран российский бизнес уже может перейти на электронный документооборот, благодаря налаженной инфраструктуре? Что делать, если интересующей вас страны в этом списке пока нет? Каков алгоритм действий для подключения к трансграничному ЭДО? Наши ответы на эти вопросы помогут вам в принятии решения о переходе на трансграничный ЭДО.

Ассортимент действующих стандартов по управлению электронными документами

Предлагаем вам справочный материал по действующим отечественным стандартам. Вы увидите, какие ГОСТы можно использовать уже сейчас: для обеспечения долговременной сохранности электронных документов в информационной системе; для конвертации документов из одного формата в другой и для миграции из одной программно-аппаратной среды в другую; для обмена электронными сообщениями между разными СЭД; для цензурирования информации при ее раскрытии, чтобы соблюсти конфиденциальность и др. Все 8 описываемых ГОСТов являются адаптированным переводом международных разработок и содержат лучший мировой опыт.

Как получить квалифицированную электронную подпись в УЦ ФНС России

Какие организации бесплатно получают усиленную квалифицированную электронную подпись в удостоверяющем центре ФНС России. Куда за ней обращаться и что с собой взять. Что в результате получите от налоговой. Где можно будет использовать эту электронную подпись. Автор статьи показывает алгоритм действий с учетом изменений, внесенных в 2023 году. Отмечает и проблемы, часть которых его организации удалось разрешить. Данная статья написана по материалам выступления автора на Форуме ЭДО 2023.

Режим рецензирования в Word: автоматическое выявление правок

Режим «Рецензирование» существенно облегчает разработку, согласование вордовского документа группой людей – он автоматически фиксирует каждую вставку, удаление, перемещение текста, форматирование и все это пользователи еще могут комментировать! Показываем, как управлять отображением правок (каким способом, какие типы и от каких пользователей показывать, как определить автора изменений, как распечатать исходный или окончательный вариант текста). Как выявить правки, которые коллега пытался вставить незаметно! Можно объединить в одном документе правки от разных людей, присланные ими в разных версиях файла. А еще можно защитить документ от редактирования либо установить пользователям пределы дозволенного. Даже если режимом «Рецензирование» уже пользуетесь, из этой статьи сможете узнать новые «ювелирные» настройки, которые сделают вашу работу еще удобнее.

Контроль исполнения поручений в MS Excel

Автор напоминает основные принципы организации контроля исполнения поручений, а потом подробно объясняет, как удобнее автоматизировать эту работу с использованием стандартных возможностей MS Excel (какие поля в таблице регистрационной формы пригодятся, как настроить фильтрацию данных и пользоваться ею, какие сведения удобно выделять автоматически). Статья особенно пригодится тем, кому на покупку специализированного программного обеспечения для автоматизации делопроизводства денег пока не дают.

Презентация годового отчета и плана

Раскрыты секреты создания эффектной презентации в современном стиле для деловых отчетов и планов: как сделать данные наглядными, как привлекать внимание, как лучше форматировать гистограммы и диаграммы, как использовать шрифты, цвета и картинки, где взять бесплатные фото и иконки. Описаны интересные возможности программы PowerPoint из Microsoft Office, которые стоит применять.

Что препятствует массовому переходу организаций к безбумажной модели документооборота

Приведен список из более 60 действующих нормативных правовых и методических документов в сфере управления документами, которые мы систематизировали по 6 разделам: требования к документированию деятельности, автоматизации, работе с документами и данными, их хранению, работе с электронными документами и подписями и др. Авторы статьи рассматривают причины, по которым данная система регламентации и существующие подходы в СЭД пока не позволяют массово внедрить безбумажную модель документооборота. Предложено сформировать эталонную модель цифрового документооборота электронных подлинников документов (с готовыми решениями вместо перечня правил) в виде отечественного стандарта. Его разработкой уже занимается экспертная компания «ДокМенеджмент Консалт», рассказываем, какие пробелы он призван восполнить, какие конкретные методики работы воплотить.