Облачные технологии (первоначально их называли «cloud computing» – облачные вычисления1) появились сравнительно недавно – в 2006 году. В системах электронного документооборота (СЭД) эти технологии стали использоваться лишь несколько последних лет. Феномен облачных технологий по степени влияния на развитие процессов производства и управления, аналитики приравнивают к такому ключевому явлению в развитии компьютерной техники, как создание персональных компьютеров, так как эти технологии отличаются беспрецедентной скоростью своего распространения.
Четкое представление о том, что такое «облачные технологии» или «облачные вычисления», пока окончательно не сформировано не только у потребителей, но и у профессионалов в сфере информационных технологий (ИТ). Полное согласие существует только в том отношении, что «облака» – это тысячи глобально распределенных компьютеров. Понятие облачных технологий до сих пор нередко используют просто как звучный маркетинговый термин для обозначения сервисов с доступом через Интернет или даже через сети связи общего пользования.
Одно из основных отличий облачных программных решений от традиционных заключается в том, что вся информация обрабатывается не на жестком диске компьютера, а на удаленном сервере (группе удаленных серверов или центров обработки данных, объединенных в единый пул с возможностями динамического перераспределения памяти). У пользователя находится только монитор, связанный с вычислительными мощностями через Интернет, при этом пользователь представления не имеет, где физически находятся его данные, поэтому и термин «облако» является для такой ситуации удачной и достаточно точной метафорой.
Руководство, подготовленное Национальным институтом стандартов и технологий США (NIST), дает следующее определение, которое в настоящее время считается мировой классикой: «Облачные вычисления (cloud computing) – это модель предоставления повсеместного и удобного сетевого доступа по мере необходимости к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов (например, сетей, серверов, систем хранения, приложений и сервисов), которые могут быть быстро предоставлены и освобождены с минимальными усилиями по управлению и необходимостью взаимодействия с провайдером услуг (сервис-провайдером)».
Американский аналитик Джон Риз выделяет следующие основные условия, по которым можно определить, является ли тот или иной сервис облачным:
- сервис доступен через web-браузер (непатентованный и не являющийся собственностью той или иной фирмы);
- чтобы начать пользоваться сервисом, не требуется никаких затрат капитала;
- вы платите только за то, чем вы пользуетесь, и оплачиваете только то время, в течение которого вы этим пользуетесь.
Облачные вычисления не представляют собой какой-то новой технологии, а лишь новую модель предоставления информационных ресурсов по запросу через Интернет, при которой появляется возможность их получения в нужном объеме в нужное время. С появлением облачных вычислений действительно произошла смена технологической парадигмы предоставления информационных услуг: если раньше услуги представлялись из индивидуальных вычислительных ресурсов, то теперь – из «коммунальных».
Очень доступно на одном из Круглых столов «Облачные перспективы» рассмотрела эти моменты в своем докладе М. Аншина (Председатель Комитета по стандартам Российского Союза ИТ-директоров), которая предложила следующее классическое российское определение: «Облако (cloud) – метод управления ИТ, когда используемые активы не принадлежат компании-потребителю, и ИТ-сервисы пользователям, или ресурсы, их обеспечивающие, предоставляются через Интернет». Чтобы популярно прояснить основные особенности, возникающие с переходом к облачным технологиям, она сравнила их с понятными всем условиями эксплуатации и проживания в частном и многоквартирном домах: