Top.Mail.Ru

Что нужно знать бухгалтеру о подъемах и спадах в работе

Главный бухгалтер, выстраивающий кадровую политику бухгалтерии, должен уметь определять, на каком этапе профессиональной жизни в организации находится тот или иной сотрудник. Ведь от этого зависит очень многое, в частности, производительность труда и атмосфера в коллективе. Автор рассказывает о стадиях профессионального развития и рекомендует, как использовать деловые качества сотрудников лучше всего.

Производительность труда зависит от того, на какой стадии профессионального развития находится человек. Есть несколько этапов, которые проходит профессионал, переживая неудачи и радуясь успехам. Имея представление о закономерностях развития специалиста, можно более эффективно управлять сотрудниками. А главному бухгалтеру знать это необходимо.

Жизнь человека не линейна, полоса везения сменяется чередой неудач, а на смену бурному карьерному росту приходит унылая стагнация. Почему так происходит? Это один из законов природы. Чтобы вдохнуть – нужно выдохнуть, а чтобы победить – надо испытать горький вкус поражения. Экономика также развивается волнообразно: финансовый бум приходит на место финансового кризиса. В жизни сотрудника тоже есть подобные спады и подъемы, и руководитель должен о них знать и учитывать их. Главный бухгалтер, выстраивающий кадровую политику бухгалтерии, должен уметь определять, на каком профессиональном этапе находится тот или иной сотрудник. Это позволит понять, когда подчиненный будет работать наиболее производительно, когда его знания и навыки достигнут уровня мастерства, а когда возможны спады в профессиональном развитии.

Какими бывают циклы жизни человека как профессионала? Исследований на эту тему проводилось, к сожалению, немного. Наиболее известно описание этапов развития отечественного ученого-психолога Климова Е.А. Он выделяет десять этапов становления человека как субъекта труда. Человек начинает свое профессиональное развитие в раннем детстве (так называемая стадия допрофессионального развития), учится дисциплине, планированию, концентрации на задаче, расстановке приоритетов. Затем следует стадия выбора профессии, которую проходят школьники старших классов. И, наконец, наступает этап профессионального развития, где выделяются отдельные стадии, каждая из которых по-своему важна. Очевидно, что для руководителя этот этап наиболее интересен.

Стадии профессионального развития

Стадия адепта

Находясь на данной стадии, человек учится в учебном заведении или уже трудится на рабочем месте (в организации) после окончания вуза или колледжа, он только осваивает основные методы, получает знания и умения. В это время многие бывшие студенты и учащиеся начинают ориентироваться в вопросах трудоустройства, заработной платы и перспективах карьерного роста.

Пример 1

На работу в бухгалтерию приняли Олесю Б., выпускницу института по специальности «бухгалтерский учет». В первые дни она подавала большие надежды, но через пару недель все изменилось. Она стала менее внимательной и большую часть времени пребывала в мрачном настроении, в работе стали появляться ошибки.

Главного бухгалтера насторожило такое положение дел, и она решила поговорить с Олесей. Оказалось, что новая сотрудница опасается за свое профессиональное будущее. Ее заработная плата была на тот момент невелика, перспектив дальнейшего развития тоже не было. Олеся стала думать, что она выбрала «неправильную» специальность. К тому же, у нее были подруги, которые уже сделали «головокружительную» карьеру. Одна работала администратором магазина, а другая трудилась менеджером на автомойке.

Побеседовав с Олесей и выяснив все обстоятельства, главбух объяснила ей, что профессия бухгалтера является перспективной, но требует больше времени для того, чтобы стать настоящим профессионалом. Кроме того, представители этой специальности требуются всегда, независимо от того, какие процессы происходят в экономике. Бухгалтерский учет всегда был, есть и будет. Стать продавцом в магазине Олеся сможет в любой момент, так как это не требует никакого специального образования, а вот чтобы быть бухгалтером, нужны время и соответствующая академическая подготовка.

После этого разговора Олеся начала трудиться с большим энтузиазмом, чем раньше. А через несколько лет заняла должность ведущего бухгалтера.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Сказка ложь, да в ней намек: новогодние размышления о коллегах

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что люди живут, в сущности, как в сказке? Возьмем обычную ситуацию – устройство на работу. Ведь мы, подобно Илье Муромцу, стоящему перед камнем на распутье, выбираем свою судьбу. «Налево пойдешь – денег заработаешь, направо – карьеру сделаешь, а прямо пойдешь – и того и другого лишишься». Люди, которых мы встречаем на своем жизненном пути, тоже ведут себя подобно героям народных сказаний. Есть среди них и лихие Соловьи-разбойники из налоговой, и Иванушки-дурачки из отдела продаж, креативные, но все время забывающие, какие документы нужно принести в бухгалтерию от новых клиентов, и Марфы-искусницы, способные быстро составить баланс, и даже чудища из ИТ-отдела – страшные и говорящие на непонятном языке, но глубоко внутри очень добрые и делающие много хороших и полезных вещей. Что ж, посмотрим, какие персонажи встречаются в бухгалтерии.

Как жить среди сплетен и слухов: пособие для бухгалтера

В бухгалтерии накал страстей, так же как и в других подразделениях, бывает нешуточным. Чтобы сохранять оптимальный уровень работоспособности, выполнять задания и после работы радоваться жизни, надо уметь противостоять сплетням и слухам. Посмотрим, почему коллектив начинает сплетничать, а также как поступить, если вы стали объектом обсуждений.

Как бухгалтеру вести себя на совещаниях

Чем общение нескольких человек отличается от разговора один на один? На первый взгляд, ничем. Но в совещаниях есть определенная специфика. Когда человек в группе, он ведет себя иначе. Причем его поведение отличается не количественно (больше говорит, размахивает руками или улыбается), а качественно – то есть он делает то, что в одиночку не сделает. Расскажем о психологических эффектах совещаний, а также рекомендациях по поведению исходя из особенностей группового общения.

Что такое процессный подход и для чего он нужен бухгалтеру

Нужно ли бухгалтеру разбираться в работе предприятия? На первый взгляд – необязательно. Достаточно, если он хорошо знает свой участок работы. Однако бухгалтерия осуществляет контрольные функции на предприятии и плотно работает с руководством организации, поэтому ее сотрудникам просто необходимо понимать принципы, по которым работает бизнес.

Как общаться с руководителем: пять табу и три совета

Общение с начальником редко бывает простым. Особенно остро вопрос отношений с начальством стоит для главного бухгалтера. Даже если работать на «удаленке», контактов с руководителем все равно не избежать, а это значит, что будут периоды взаимного непонимания и конфликтов. Тем не менее если знать, как себя вести, то работу в организации можно сделать вполне сносной. Автор дает рекомендации о том, что нельзя говорить категорически, а также на что обращать внимание в разговоре с начальством.

Особенности работы с партнерами из Республики Корея

Международный деловой язык общения единообразен во всем мире. Однако у каждой страны есть свои особенности. У стран Восточной Азии он довольно сильно отличается от европейского. Об особенностях работы в компании в Республике Корея, а также как взаимодействовать с партнерами из этой страны нам рассказала сотрудница Торгового отдела при посольстве Республики Корея в Москве (KOTRA) Варвара Платонова.

Как искать работу бухгалтеру

Как и где лучше искать работу? Этим вопросом задаются если не все, то очень многие. Кажется, что в век интернета и поголовной мобильной телефонии найти работу не такое уж сложное дело. Однако реальность утверждает обратное. Многим знакомо неприятное чувство, когда отправляешь резюме работодателю, а в ответ долгая (порой на пару месяцев) тишина. Автор рассказывает, где бухгалтеру лучше всего искать работу, как составить резюме и пройти собеседование.

Типология проверяющих

Как реагировать на налогового инспектора, который постоянно жалуется? Можно ли ответить агрессией на агрессивно настроенного контролера? Как определить, что перед вами проверяющий-педант? Автор выделяет основные типы контролеров, рекомендуя линию поведения в каждом конкретном случае.