Top.Mail.Ru

Резервы оценочные и под обязательства

В рамках адаптации российского бухгалтерского учета к нормам МСФО ужесточаются требования аудиторских фирм и третьих лиц. В связи с этим организациям, не являющимся субъектами малого предпринимательства, в своей работе следует соблюдать нормы, изложенные в ПБУ 8/2010 и ПБУ 21/2008.

Рассмотрим правила создания резерва под обязательства и оценочных резервов согласно Положениям по бухгалтерскому учету.

Если организация не относится к малому предприятию, в бухучете независимо от желания руководства и от положений учетной политики следует:

  • создавать резервы под обязательства, например, на оплату отпусков работникам (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н);
  • формировать оценочное резервы, например, резерв по сомнительным долгам (п. 3 и 4 Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010), утвержденного приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н (далее – ПБУ 8/2010), письмо Минфина России от 27.01.2012 № 07-02-18/01).

Отметим: в учетной политике не следует указывать, что организация не создает оценочный резерв по долгам, т.к. это может быть определено только при подготовке годового баланса, т.е. когда производится оценка возможности взыскания долгов.

Вместе с тем со стороны налоговой службы опасности нет, поскольку налоговики не смогут оштрафовать компанию по ст. 120 НК РФ. Дело в том, что не начисление резервов трудно «подтянуть» под грубое нарушение правил учета доходов и расходов, т.к. это не отсутствие в учете хозяйственной операции (п. 1 ст. 120 НК РФ). Да и в правилах бухучета разбираются далеко не все инспекторы, их больше волнуют налоговые расчеты.

А вот если отсутствие резервов привело к искажению статьи / строки бухотчетности на 10% и более от валюты баланса, то должностных лиц организации (главбуха и руководителя) могут оштрафовать на сумму от 2000 до 3000 рублей (ст. 15.11 КоАП РФ).

Но для этого налоговая инспекция должна самостоятельно (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ):

  • посчитать суммы, которые надо было зарезервировать (что возможно практически только при выездной налоговой проверке);
  • составить протокол об административном нарушении;
  • обратиться в суд, который и имеет право наложить административный штраф.

Так что, учитывая незначительность суммы штрафа и необходимость обращаться в суд, вероятность взыскания такого штрафа невелика.

Однако в рамках адаптации российского бухгалтерского учета (РСБУ) к нормам МСФО ужесточаются и требования аудиторских фирм и третьих лиц (пользователей бухгалтерской отчетности). Поэтому имеет смысл рассмотреть требования к ведению бухучета, изложенные в ПБУ 8/2010 (Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010), утвержденное приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н) и ПБУ 21/2008 (Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008), утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

Виды резервов

Сначала определимся с квалификацией резервов. Резервы делятся на:

  1. резервы под обязательства (сфера применения ПБУ 8/2010):
    • резерв по отпускам,
    • резерв по гарантийному ремонту,
    • резерв на планируемый ремонт ОС,
    • резерв по заведомо убыточным договорам,
    • резерв по...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Всегда ли нужно исправлять ошибки

Как показывает практика, далеко не все ошибки имеет смысл исправлять. Рассмотрим примеры из жизни, когда исправление ошибок может привести к негативным последствиям. Например, если бухгалтер доходы от продажи материалов отразил во внереализационных доходах, перепутал прямые расходы с косвенными, ремонт назвал модернизацией или «задвоил» реализацию товара.

Уменьшение затрат по решению суда

Поступившая новая информация не обязывает организацию вносить исправления в регистры бухгалтерского учета, равно как и подавать уточненные декларации. К такой новой информации, в частности, следует относить вступившие в силу судебные решения. Рассмотрим на примере порядок отражения в учете такого акта, который затрагивает снижение размера арендной платы, установленного муниципальными властями, задним числом.

Учет затрат по договору подряда с привлечением субподрядчиков

Подрядчик имеет право, не ставя в известность заказчика, привлечь субподрядчиков к исполнению своих обязательств по договору. Причем на практике порядок принятия работ от соисполнителей часто отличается от порядка, в каком его передает заказчику генеральный подрядчик. На примере покажем порядок отражения в учете затрат по договору подряда с привлечением субподрядчиков.

Аренда земельного участка под возведение объекта основных средств

При возведении объекта недвижимости кроме денег застройщику еще в обязательном порядке нужен и земельный участок, на котором этот самый объект будет находиться. Он может быть приобретен застройщиком в собственность либо взят в аренду. Проанализируем порядок учета расходов на аренду в регистрах бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

Расчеты между филиалами

Подразделения, которым открыты расчетные счета, имеют возможность самостоятельно вести расчеты с покупателями и заказчиками, а также с поставщиками и подрядчиками. Но в работе любого филиала может возникнуть нехватка собст­венных средств – и тогда приходится обращаться за финансовой помощью к головной организации. Последняя же вправе не только давать деньги, но и забирать их у подразделения на различные текущие нужды. Бывает, что определенная компания является для одного филиала продавцом, а для его «собрата» – покупателем. В таком случае вопрос оплат обычно решается с помощью взаимозачета. Как следует отражать в бухгалтерском учете эти и другие варианты расчетов между филиалами и головной компанией, автор показал ­на практических примерах.

Договор аренды: бухгалтерский учет и вопросы налогообложения

Министерство финансов в своих разъяснениях неоднократно заявляло, что акт об оказании услуг по аренде недвижимого имущества не является обязательным первичным документом и его составления не требуется. Однако пару месяцев назад счетные специалисты заняли противоположную точку зрения, указав на необходимость составления акта выполненных работ при договоре аренды. Как быть в этой ситуации бухгалтерам? Так есть ли необходимость составлять этот документ? Из статьи вы узнаете ответ на этот и другие насущные вопросы. Например, о правовых аспектах аренды недвижимого имущества, а также о порядке налогообложения и бухгалтерского учета доходов арендатора и арендодателя.

Учет запчастей при разборке техники, бывшей в употреблении

Автор рассмотрел порядок бухучета и налогообложения трех наиболее распространенных вариантов приобретения техники, бывшей в употреблении: для временного использования по прямому функциональному назначению, продажи целиком в составе одной инвентарной единицы или для разборки и продажи каждой пригодной запчасти по отдельности.

Резервный капитал: формируем и используем

Акционерные общества обязаны создавать резервный фонд. ООО могут это делать в добровольном порядке. Рассмотрим, каким образом он может формироваться за счет чистой прибыли и взноса имущества, а также каков порядок его использования. Автор на примерах показывает, как можно погасить убытки, выкупить ­собственные акции с целью уменьшения уставного капитала и погасить ­облигации.