Top.Mail.Ru
Поговорим о последних изменениях в сфере квотирования рабочих мест, обязанностях и ответственности работодателей.

Для помощи инвалидам в трудоустройстве предусмотрен механизм квотирования рабочих мест. С этого года порядок квотирования изменился в связи с вступлением в силу закона о спецоценке рабочих мест. Рассмотрим последние новшества, о которых должен знать каждый работодатель, число работников у которого более 35.

Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) обеспечение занятости инвалидов осуществляется за счет установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема их на работу и минимального количества специальных рабочих мест для них.

Подробнее установление квоты для приема на работу таких лиц регламентирует ст. 21 Закона № 181-ФЗ.

Фрагмент документа

Статья 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Таким образом, размер квоты определяется региональным законодательством в процентах к среднесписочной численности сотрудников (не менее 2 и не более 4%). Кроме того, с 1 января 2014 года исчисление квоты для приема на работу инвалидов производится с учетом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 421-ФЗ. Поэтому для исчисления квоты подробнее рассмотрим порядок отнесения рабочих мест к вредным и (или) опасным условиям труда.

Среднесписочная численность работников

Количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также количество занятых на них работников у работодателя до этого года определялось материалами аттестации рабочих мест по условиям труда.

При проведении аттестации рабочих мест в период до 01.09.2011 работодатели руководствовались приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 № 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее – Приказ № 569). Напомним, что результаты проведенной аттестации, согласно приказу Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее – Приказ № 342н), действительны до проведения очередной аттестации рабочих мест по условиям труда.

Для определения в организации количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда следует обратиться к результатам заполненной Ведомости рабочих мест (РМ) подразделения организации и результатов их аттестации по условиям труда в организации (приложение 6 к Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному Приказом № 569). См. Пример 1.

Пример 1

Ведомость рабочих мест (РМ) подразделения организации и результатов их аттестации по условиям труда по состоянию на 10.07.2011 выглядела следующим образом:ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда

Количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда обозначено в столбце 13 в строке «Итого по подразделению». В нашем случае это 2 рабочих места и 2 работника, их занимающие, – 2/2. Поэтому при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников каменщиков в количестве двух человек включать не надо.

А вот столяр в количестве одного человека в среднесписочную численность для расчета квоты должен был быть включен, т.к. по результатам аттестации его рабочее место отнесено к оптимальному 2 классу условий труда.

С 1 сентября 2011 года определен новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Согласно п. 4 Приказа № 342н с этой даты признан утратившим силу Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, действующий ранее и утвержденный Приказом № 569.

Поэтому если работодателем произведена аттестация рабочих мест в период с 01.09.2011 до 01.01.2014, то для определения в организации количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда следует обратиться к результатам Сводной ведомости результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (приложение 6 к Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному Приказом № 342н). См. Пример 2.

Пример 2

Сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда по состоянию на 21.11.2012 выглядит следующим образом:сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда

Как видите, по результатам аттестации рабочих мест определено 2 рабочих места с вредными и опасными условиями труда (с классом условий труда 3) и 2 занятых на них работника. Поэтому при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники в количестве 2 человек.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Изменения в охране труда-2024, которые повлияют на работодателя

Текущий, 2024 год, снова станет годом изменений в области охраны труда. Запланировано множество поправок в законодательство, затрагивающих стандарты охраны труда, процедуры оказания первой помощи, требования к пожарной и промышленной безопасности, а также проведение медосмотров и проверок ГИТ. Обсуждаемые в Правительстве РФ новеллы касаются и системы учета несчастных случаев на производстве, и специальной оценки условий труда. В статье рассматриваем в деталях, на какие планируемые и уже принятые изменения работодателям стоит обратить внимание и как правильно к ним подготовиться.

Работник желает пройти диспансеризацию: действия работодателя

С какой периодичностью работник может проходить диспансеризацию. Как именно она проводится. Чем обычная диспансеризация отличается от углубленной и от профилактического медицинского осмотра. Какие работники обязаны проходить диспансеризацию. Может ли работодатель отказать сотруднику в выборе конкретного дня диспансеризации и предложить новую дату. Какие документы работодателю следует получить от сотрудника и затем оформить. Какие формулировки стоит заранее включить в локальный нормативный акт, чтобы защитить интересы работодателя при предоставлении им гарантий сотрудникам, желающим пройти диспансеризацию в рабочее время. Как быть, если работника отпустили на диспансеризацию, а в поликлинике ему отказали, в том числе должен ли сотрудник вернуться в указанный день на работу и как его в таком случае оплачивать. Что делать, если сотрудник не успел пройти диспансеризацию за один день. Приводим образцы всех необходимых документов.

Коллективные средства защиты

Когда, говоря об охране труда, затрагивают тему средств защиты, большинству на ум приходят костюмы, ботинки, каски, перчатки. Немногие помнят, что средства защиты делятся на индивидуальные и коллективные. В статье говорим о средствах коллективной защиты: что они собой представляют, какие требования к ним установлены, кому предписана обязанность ввода в эксплуатацию средств коллективной защиты. Приводим удобную таблицу-шпаргалку по таким средствам, которую можно использовать на практике.

Топ-3 ошибок при увольнении за утрату доверия

Трудовое законодательство допускает увольнение сотрудников, к которым работодатель утратил доверие из-за виновных поступков, по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Мы выделили три ошибки, которые работодатели (а точнее, кадровики, оформляющие прекращение трудового договора) чаще всего совершают и тем самым «обнуляют» законность увольнения. Это применение основания по утрате доверия не к той категории работников, к которой оно относится; отсутствие доказательств совершения работником действий, подрывающих доверие, или если такие доказательства оказываются с пороком и не соответствуют требованиям законодательства; ссылка в документах на действия работника, которые в силу закона и сложившейся практики его применения не могут свидетельствовать о подрыве доверия к сотруднику в финансово-материальном плане.

Льготы участникам СВО и членам их семей

За период с 24.02.2022 принято беспрецедентное количество федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на поддержку участников специальной военной операции (СВО) и членов их семей. Им предоставляются финансовые и социальные льготы, кредитные каникулы, а бизнес призванного на службу официально освобожден от проверок, продлены сроки уплаты налогов и сдачи отчетности до окончания службы. Причем разным участникам СВО (мобилизованным в рамках частичной мобилизации, служащим по контракту, добровольцам) полагаются различные по содержанию льготы. Рассказываем, на что именно могут претендовать они, их родственники и при каких условиях. Приводим основные льготы, касающиеся различных выплат, трудовых гарантий, налогообложения, судопроизводства и пр.

Сверхурочная работа и работа в выходные дни: проблемы применения законодательства

Рассмотрены коллизионные вопросы, связанные с оплатой, а также ограничением по количеству часов сверхурочной работы и работы в выходные дни. На конкретных примерах показано, как вычислить размер заработной платы сотрудника при суммированном учете рабочего времени в случае, если он ­работал сверхурочно.

Длительный прогул: сложности увольнения

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-либо из сотрудников вдруг, без каких-либо предупреждений, не выходит на работу. Это настоящая головная боль для кадровой службы: упорно ждать выхода на работу пропавшего сотрудника или искать на его место нового, увольнять отсутствующего работника за прогул или ждать более года и признавать его безвестно отсутствующим? И это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают перед кадровиком в подобной ситуации. Только четкое соблюдение всех требований трудового законодательства позволяет грамотно и с наименьшими материальными затратами решить проблему.

ПФР и ФСС РФ объединяются. К чему готовиться работодателям

С 2023 года вместо ПФР и ФСС России появится единый Социальный фонд России. Его создание и функционирование требует существенного изменения многих норм. Для работников упростится порядок получения соцвыплат. Все социальные гарантии можно будет получить в режиме «одного окна». Снизятся издержки и государства, вместо двух фондов останется один. Но большинство изменений затронет, конечно же, работодателей. Власти предполагают, что это позволит снизить нагрузку на бизнес. Ведь сократится количество отчетов, работодатели станут платить все взносы единым платежом. Но появятся и новые обязанности, например, в отношении граждан, с которыми заключен гражданско-правовой договор. Автор простым языком (чтобы было понятно не только кадровикам и бухгалтерам, но и всем интересующимся) рассказывает про изменения, вступающие в силу с 2023 года, и приводит удобные таблицы-шпаргалки, которыми можно пользоваться на практике, чтобы ничего не упустить из нововведений. Дает рекомендации работодателям, что надо успеть сделать и учесть до вступления их в силу.