Бухгалтер, уволившийся с работы, так или иначе переживает. Чувства бывают разными. Бывшие сотрудники злятся, обижаются, сожалеют. И это нормально, главное – не «застревать» на эмоциях и понимать их психологические механизмы.
Люди воспринимают уход с работы эмоционально, независимо от того, увольняются они по собственной воле или под давлением. Душевный кризис нужно пережить. А для этого стоит осознать свои чувства, сделать выводы и учесть ошибки.
Положение на рынке труда отражает ситуацию в обществе. В прошлом веке люди жили более размеренно и осознанно. Оканчивали школу, учились в профессиональном учебном заведении, а затем работали по полученной специальности в одной организации. Работу меняли нечасто. Профессиональные интересы были более устойчивыми. В наше время нередка ситуация, когда человек к 30 годам уже сменил несколько профессий и поработал в самых разных организациях. Работа бухгалтера в этом плане ничем не отличается от других специальностей. Раньше сотрудник бухгалтерии мог проработать на одном предприятии всю жизнь. А зачем куда-то уходить? Зарплата везде примерно одинаковая, перспективы карьерного роста – тоже. Сейчас все иначе: приходится менять работу и порой даже профессию.
Эта отличительная особенность нашего времени касается не только профессионального пути, но и других сфер жизни. К примеру, предметы домашнего быта раньше делали таким образом, чтобы пользоваться ими могли несколько поколений. Сейчас это сложно представить. Технологии развиваются настолько быстро, что меняется сам жизненный уклад. Нет смысла что-то передавать потомкам, потому что предметы быстро «стареют». Средний срок жизни стиральной машинки – 4-5 лет, персонального компьютера – и того меньше. Автомобили меняют раз в 3–5 лет.
Многие функции в обществе становятся бессмысленными либо упрощаются. К примеру, работа мастера по ремонту стиральных машинок сводится к замене готовых неисправных блоков. Особой квалификации тут не нужно. Нет смысла заниматься мелким ремонтом – перепаивать контакты, точить детали, то есть, по сути, воспроизводить целый агрегат. Если неисправность настолько серьезна, проще купить новую стиральную машинку. Поэтому стать мастером несложно, но так же легко и потерять работу из-за конкуренции.
Кстати, тенденция прослеживается даже в семейных, личных отношениях. Общество довольно лояльно относится к разводам, многочисленным бракам, частой смене партнеров. По-видимому, даже близкие отношения становятся все более «одноразовыми». Зачем «чинить» взаимопонимание, если можно найти другого (или другую)? Постоянство и преданность оказались анахронизмами.
Жизнь стала динамичной. Компьютерные программы делают многие профессии ненужными. Сами организации как будто «учатся» у компьютеров, задавая все более быстрый темп работы сотрудникам. Раньше компаниям нужно было дороже продать, сейчас – чтобы у них купили снова. Все современные изделия: одежда, электроника – имеют невысокую прочность. Нас воспитывают активными потребителями, чтобы рынок развивался. Компаниям необходим оборот, вещи не должны жить долго, они должны быть дешевыми и чаще покупаться.
Похожая картина и на рынке труда. Раньше работодатель воспитывал будущих сотрудников, вкладывал в них. Отделы кадров поддерживали отношения со школами и профессиональными учебными заведениями. Ученики знали, где они будут работать через 10 лет. Сейчас руководители компаний без особого сожаления расстаются с сотрудниками, несмотря на кадровый голод, и стремятся нанять новых. На эйчаровских форумах в Интернете идут жаркие обсуждения, как и где найти людей. Намного меньше говорят о том, как их удержать. В целом отношение к трудовым ресурсам можно выразить такой фразой: «Не хочешь работать на наших условиях – уходи!»
В одном крупном российском банке кадровая политика традиционно была направлена на удержание опытных сотрудников, отдавших работе много лет. В последнее время вектор изменился. В частности, выплаты за выслугу лет для наиболее лояльных работников отменили.
Необходимо учиться жить в системе новых ценностей, а это значит, нужно уметь увольняться...