Top.Mail.Ru

Все о сроках для зачета или возврата налогов

Что делать, если налогоплательщик решил вернуть сумму излишне уплаченного налога, а налоговый орган отказал со ссылкой на истечение трехгодичного срока на возврат налога? Выводы судебных инстанций обнадеживают, поэтому бороться за возврат этих сумм можно и нужно. Однако надо знать несколько аксиом, на которые судьи обращают внимание при вынесении решений.

Остановимся на нескольких моментах, связанных с зачетом или возвратом сумм излишне уплаченных налогов, сборов, пеней, штрафов, о которых следует знать налогоплательщику.

Теория и практика

Общие правила зачета (возврата) сумм излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафных санкций установлены в ст. 78 НК РФ. Напомним основные из них:

  1. Зачет сумм излишне уплаченных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов. То есть зачесть федеральные налоги можно только против федеральных налогов (например, излишне уплаченный НДС – в счет уплаты налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет), региональные – против региональных, местные – в счет местных налогов. Аналогичное правило применяется к зачету пеней.
  2. Если у налогоплательщика имеется недоимка, налоговый орган вправе самостоятельно зачесть сумму излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов в счет погашения имеющейся у налогоплательщика задолженности перед бюджетом. Согласия последнего для этого не требуется.
  3. Если недоимка отсутствует, то налогоплательщик вправе сам распоряжаться суммой переплаты, направив ее в том числе в счет предстоящих платежей по налогам. Такой зачет может производиться исключительно по его заявлению. Зачет в счет предстоящих платежей налоговая инспекция самостоятельно произвести не вправе.
  4. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
  5. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению1 налогоплательщика в течение одного месяца со дня его получения налоговиками. Специальной формы данного заявления не предусмотрено, составляется оно в произвольной форме с указанием налога, суммы и реквизитов расчетного счета, на который налоговый орган должен вернуть излишне уплаченный налог. В случае наличия недоимки возврат производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
  6. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговой инспекцией в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате или со дня подписания с этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если она проводилась.
  7. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в письменной форме о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
  8. Если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного п. 6 ст. 78 НК РФ (т.е. месячного срока), на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Главное, что необходимо помнить, – заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в налоговый орган в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 8 НК РФ).

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

7 ошибок налоговиков, которые помогут оспорить результаты проверки

Проанализируем основные ошибки налоговиков, которые могут стать основанием для отмены решения по результатам проверки. В частности, когда компании не сообщили о рассмотрении материалов проверки; когда инспекция допустила нарушения при подписании акта проверки; когда документы по проверке получило неуполномоченное лицо; когда итоговое решение подписал не тот, кто рассматривал материалы проверки, и пр.

Кто ответит за долги компании, если она платить не в состоянии

По общему правилу учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица. Поэтому они нередко и не подозревают, что за взысканием долгов налоговые органы (иные кредиторы) могут прийти лично к ним и обратить взыскание на их личное имущество. Изучим судебную практику и свежие поправки в законодательство о банкротстве, о субсидиарной ответственности контролирующих организацию лиц.

Отсутствие в требовании конкретного перечня документов не освободит от штрафа

В последних определениях Верховного Суда РФ видна тенденция арбитров к ужесточению позиции в пользу налоговых органов. Отсутствие указания на конкретное количество и конкретные реквизиты документов не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности. Выставляя требование о предоставлении документов, налоговики обычно не могут знать точные реквизиты нужных документов и их количество. В то же время они должны сформулировать требование таким образом, чтобы из него было понятно, какие документы надо предоставить.

Досудебное урегулирование споров с налоговыми органами

До обращения в суд налогоплательщик обязан пройти досудебный порядок в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговой инспекции, а также их ненормативных актов. В данной процедуре есть несомненные плюсы. Проанализируем, какие инструменты защиты могут и должны использовать организация / предприниматель для защиты своих прав, а также дадим рекомендации, на что следует сделать упор, пытаясь отстоять нарушенное право.

Верховный Суд РФ об исковой давности

Проанализируем постановление Пленума ВС РФ, в котором освещаются вопросы о начале течения срока исковой давности и порядке его применения. Рассмотрим положения о восстановлении, приостановлении и перерыве срока, а также ситуации, когда о применении исковой давности заявляет только один из соответчиков или третье лицо.

Основные особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений

Казенные учреждения, находящиеся в государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, являются совершенно новым типом юридического лица, ранее в Российской Федерации не существовавшим. Правовой статус казенных учреждений, их полномочия, правомочность и правоспособность требуют отдельного рассмотрения, так как это связано с тем, что казенное учреждение сочетает черты как федерального государственного (муниципального) учреждения, так и территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти. В настоящее время происходит процесс формирования казенных учреждений, а переходный период для них продлится весь 2011 год.

Практика камеральных проверок получения налоговых вычетов физическими лицами

Наиболее сложным для гражданина вопросом, связанным с получением налогового вычета, является прохождение камеральной проверки в налоговой инспекции. Ведь при ее проведении налогоплательщику необходимо выполнить ряд обязательных процедур, от правильности и точности выполнения которых зависит принятие положительного решения о предоставлении налогового вычета. В статье рассматриваются требования, которые могут быть предъявлены к налогоплательщику – физическому лицу в ходе проверки. Анализируются практические ситуации, которые могут ­возникнуть. Предлагаются варианты поведения в затруднительных ситуациях.

Особенности автономных государственных (муниципальных) учреждений

Изменившийся с 01.01.2011 статус автономных государственных (муниципальных) учреждений вызывает ряд вопросов, связанных с их статусом и ведением финансово-хозяйственной деятельности. Каковы взаимоотношения автономных учреждений с собственниками (учредителями)? Какова система управления ими и их финансово-хозяйственной деятельностью? Каковы особенности их налогообложения?