Top.Mail.Ru

Налогообложение по договору аренды

В зависимости от предмета аренды и особенностей заключенного договора различаются и налоговые аспекты. На примере ряда ситуаций объяснено, каков порядок уплаты НДС, а также учета арендных платежей при расчете налога на прибыль и применении «упрощенки».

Договор аренды можно по праву назвать одним из самых распространенных видов договоров. Предметом аренды могут быть самые разные объекты. В данной статье разберемся в налоговых аспектах при аренде объектов недвижимости, о которых бухгалтеру следует знать.

По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ). Напомним, что в договоре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору. Если такие данные не указаны, условие об объекте считается несогласованным, а договор – незаключенным (п. 3 ст. 607 ГК РФ).

Получается, что предметом договора аренды является определенное имущество, передаваемое арендатору. Причем в зависимости от предмета аренды и особенностей заключенного договора будут различаться и налоговые аспекты.

Налог на прибыль

При расчете налога на прибыль затраты на аренду имущества, которое используется в предпринимательской деятельности, относятся к прочим расходам, связанным с производством или реализацией (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При этом затраты на аренду имущества обслуживающих производств и хозяйств компании следует учитывать обособленно. Таково требование ст. 275.1 НК РФ.

К сведению

К обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты ЖКХ, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам (ст. 275.1 НК РФ).

Если же компания арендует объекты непроизводственного назначения, то затраты на аренду при расчете налога на прибыль учитывать нельзя. Дело в том, что все расходы, уменьшающие налоговую базу, должны быть экономически обоснованы (п. 1 ст. 252 НК РФ), то есть связаны с производственной деятельностью организации. А если арендуется объект, который в производстве никак не задействован, то об экономической обоснованности говорить не приходится.

Теперь перейдем к практическим аспектам учета арендных платежей при расчете налога.

Ситуация 1. Компания арендовала производственное помещение, но эксплуатировать его еще не начала. При этом арендные платежи уже перечисляются арендодателю

Платежи в пользу арендодателя можно учесть в расходах до начала эксплуатации производственного помещения. Официальные органы не против учета расходов в такой ситуации (письмо Минфина России от 04.10.2011 № 03-03-06/1/622). Получается, что отсутствие фактической эксплуатации арендованного объекта не лишает арендатора права на уменьшение налогооблагаемой прибыли.

Повторимся, что затраты учитываются как прочие расходы, связанные с производством или реализацией, на основании подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Добавим, что признать арендные платежи в составе расходов можно на одну из следующих дат:

  • на дату уплаты платежей;
  • на дату выставления счета арендодателем;
  • в последний день отчетного периода.

Такой порядок допустимого учета затрат определен подп. 3 п. 7 ст. 272 и подп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ.

Ситуация 2. Компания арендовала производственный комплекс. Однако длительное время он простаивает и не используется. Арендные платежи вносятся исправно

Возможность учета расходов зависит от того, планируется ли в дальнейшем использовать производственный комплекс в предпринимательской деятельности или нет. Поясним, почему это...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

7 ошибок налоговиков, которые помогут оспорить результаты проверки

Проанализируем основные ошибки налоговиков, которые могут стать основанием для отмены решения по результатам проверки. В частности, когда компании не сообщили о рассмотрении материалов проверки; когда инспекция допустила нарушения при подписании акта проверки; когда документы по проверке получило неуполномоченное лицо; когда итоговое решение подписал не тот, кто рассматривал материалы проверки, и пр.

Кто ответит за долги компании, если она платить не в состоянии

По общему правилу учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица. Поэтому они нередко и не подозревают, что за взысканием долгов налоговые органы (иные кредиторы) могут прийти лично к ним и обратить взыскание на их личное имущество. Изучим судебную практику и свежие поправки в законодательство о банкротстве, о субсидиарной ответственности контролирующих организацию лиц.

Отсутствие в требовании конкретного перечня документов не освободит от штрафа

В последних определениях Верховного Суда РФ видна тенденция арбитров к ужесточению позиции в пользу налоговых органов. Отсутствие указания на конкретное количество и конкретные реквизиты документов не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности. Выставляя требование о предоставлении документов, налоговики обычно не могут знать точные реквизиты нужных документов и их количество. В то же время они должны сформулировать требование таким образом, чтобы из него было понятно, какие документы надо предоставить.

Досудебное урегулирование споров с налоговыми органами

До обращения в суд налогоплательщик обязан пройти досудебный порядок в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговой инспекции, а также их ненормативных актов. В данной процедуре есть несомненные плюсы. Проанализируем, какие инструменты защиты могут и должны использовать организация / предприниматель для защиты своих прав, а также дадим рекомендации, на что следует сделать упор, пытаясь отстоять нарушенное право.

Верховный Суд РФ об исковой давности

Проанализируем постановление Пленума ВС РФ, в котором освещаются вопросы о начале течения срока исковой давности и порядке его применения. Рассмотрим положения о восстановлении, приостановлении и перерыве срока, а также ситуации, когда о применении исковой давности заявляет только один из соответчиков или третье лицо.

Основные особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений

Казенные учреждения, находящиеся в государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, являются совершенно новым типом юридического лица, ранее в Российской Федерации не существовавшим. Правовой статус казенных учреждений, их полномочия, правомочность и правоспособность требуют отдельного рассмотрения, так как это связано с тем, что казенное учреждение сочетает черты как федерального государственного (муниципального) учреждения, так и территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти. В настоящее время происходит процесс формирования казенных учреждений, а переходный период для них продлится весь 2011 год.

Практика камеральных проверок получения налоговых вычетов физическими лицами

Наиболее сложным для гражданина вопросом, связанным с получением налогового вычета, является прохождение камеральной проверки в налоговой инспекции. Ведь при ее проведении налогоплательщику необходимо выполнить ряд обязательных процедур, от правильности и точности выполнения которых зависит принятие положительного решения о предоставлении налогового вычета. В статье рассматриваются требования, которые могут быть предъявлены к налогоплательщику – физическому лицу в ходе проверки. Анализируются практические ситуации, которые могут ­возникнуть. Предлагаются варианты поведения в затруднительных ситуациях.

Особенности автономных государственных (муниципальных) учреждений

Изменившийся с 01.01.2011 статус автономных государственных (муниципальных) учреждений вызывает ряд вопросов, связанных с их статусом и ведением финансово-хозяйственной деятельности. Каковы взаимоотношения автономных учреждений с собственниками (учредителями)? Какова система управления ими и их финансово-хозяйственной деятельностью? Каковы особенности их налогообложения?