• Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» октябрь 2014
  • Рубрика Правовое обеспечение деятельности

Что работодателю необходимо знать о трудовых спорах

  • 0 комментариев
  • 32 просмотра
Полистать демо-версию печатного журнала
От споров с работниками не застрахован ни один работодатель, даже тот, который полностью соблюдает трудовое законодательство. Помимо наиболее популярного традиционного судебного порядка разрешения споров закон предусматривает возможность обращения в комиссии по трудовым спорам и проведение забастовок, которые за последние полгода стали происходить все чаще. Читайте о том, как ­отстоять свои интересы.


Для успешной работы компаниям во избежание конфликтов очень важно грамотно выстраивать отношения со своим персоналом. Никто не застрахован от неожиданностей и спадов в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Поэтому нельзя исключать возможность ущемления прав работников задержкой выплаты заработной платы, переносом отпусков, снижением объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работодателем дополнительно к тем, что установлены законом. Однако в подобных случаях работодатель должен быть открыт к диалогу с сотрудниками, чтобы все возникающие противоречия снимать путем переговоров. Если это ему не удается и персонал намерен перейти к активной стадии разрешения спора, работодатель должен знать, как себя защитить.

Действующее трудовое законодательство основывается на принципах уважения прав и свобод всех сторон трудовых отношений, необходимости соблюдения баланса интересов работодателей и работников, а также государства в сфере труда. Поэтому оно ориентирует на разрешение конфликтов к обоюдной выгоде сторон, предоставляя большой арсенал подручных средств.

Помимо наиболее популярного традиционного судебного порядка разрешения споров закон предусматривает возможность обращения в комиссии по трудовым спорам, проведения забастовок и т.д. Работодатели должны знать наиболее часто используемые способы, чтобы в ­случае ­необходимости суметь отстоять свои интересы.

Комиссия по трудовым спорам

За разрешением трудового спора работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам (КТС). Это орган, который образовывается из числа представителей работников и работодателей. Работодатель назначает своих представителей приказом, а работники выбирают их на конференции (собрании) или делегируют представителей через свой представительный орган. КТС могут быть также образованы в ­структурных подразделениях компании.

См. статью «Составляем Положение о комиссии по трудовым спорам»

В ней выбираются председатель, заместитель и секретарь. Причем КТС должна иметь собственную печать, а материально-техническое обеспечение ее деятельности осуществляется за счет средств компании (ст. 384 ТК РФ). КТС рассматривает только индивидуальные трудовые споры, например, о взыскании задолженности по зарплате, отмене ­дисциплинарного взыскания и пр. (ст. 385 ТК РФ).

КТС вправе заниматься разрешением индивидуальных трудовых споров за исключением тех, что прямо отнесены к компетенции судов, а именно (ст. 391 ТК РФ):

  1. по иску работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;
  2. по иску работодателя о возмещении работником ущерба, ­причиненного работодателю;
  3. по иску об отказе в приеме на работу;
  4. по иску лица, работающего по трудовому договору у работодателя – физического лица, не являющегося индивидуальным ­предпринимателем, и работника религиозной организации;
  5. по иску лица, считающего, что оно подверглось дискриминации.

Работник вправе обратиться в комиссию в трехмесячный срок со дня, когда он узнал о нарушении своих прав. В случае пропуска срока по уважительной причине (например, болезнь, подтвержденная медицинскими документами) он может быть восстановлен (ст. 386 ТК РФ).

Разрешение индивидуальных трудовых споров через КТС выгодно работодателю, в том числе из-за оперативности принятия решений. В судах с учетом большой загрузки срок разрешения спора может существенно затянуться, в то время как комиссия может быстро его рассмотреть, поскольку дел у нее существенно меньше, чем у судов. В КТС вообще помимо разрешения конкретного дела, поступившего ей на рассмотрение, больше ничего может и не быть в производстве.

Однако практика показывает, что рассмотрение дел комиссиями рассчитано именно на защиту интересов работодателей. Поэтому работникам чаще всего невыгодно в них обращаться. Единственное исключение – если в компании действует сильная первичная профсоюзная организация, являющаяся ячейкой крупного профсоюза, которая ­отстаивает ­интересы работников.

Помимо этого, участвуя в комиссии, работодатель экономит на расходах: при выезде в суд он оплачивает проезд своих специалистов, в необходимых случаях также командировочные расходы и пр. Поскольку КТС располагается на территории работодателя, спор разрешается оперативно и без лишних трат. Объективность разрешения конфликта обеспечивается участием в работе КТС представителей как работодателей, так и работников.

Судебная практика
СвернутьПоказать

Озвученные преимущества нивелируются следующим недостатком: работник по закону не обязан обращаться в комиссию за рассмотрением спора. Он сам, по своему усмотрению, выбирает, куда ему идти – в КТС или сразу в суд (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской ­Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Отметим также, что нормы ТК РФ о разрешении споров КТС в основном упоминают о правах работника (на обжалование, на перенесение рассмотрения в суд и т.д.). И неудивительно, учитывая, что в большинстве случаев инициаторами споров выступают именно работники. У работодателей такой необходимости нет, поскольку многие вопросы они решают, пользуясь своей хозяйской властью (например, не выплачивают те или иные суммы сотрудникам).

Работник может подать заявление в комиссию, которое обязательно регистрируется секретарем. КТС разрешает спор в течение 10 дней с момента поступления к ней заявления работника. Если спор в данный срок не рассмотрен, то работник вправе перенести его рассмотрение в суд (ст. 390 ТК РФ).

Судебная практика
СвернутьПоказать

Работодателю следует контролировать выполнение КТС своих обязанностей по приему и своевременному рассмотрению поданных работниками заявлений, поскольку при уклонении КТС от их рассмотрения работники смогут обратиться в суд, взыскав с работодателя компенсацию морального вреда именно за это нарушение (определение Свердловского областного суда от 25.07.2013 по делу № ­33-8769/2013).

Отметим, что если работник обратился за разрешением спора в комиссию, он до рассмотрения дела не сможет пойти в суд. Исключение составляет случай, когда КТС с момента получения заявления работника не рассмотрела его в течение десяти дней. Только тогда сотрудник сможет перенести рассмотрение спора в суд. В ином случае спор рассматривается КТС. Соответственно, если работник подал иск в суд, несмотря на то, что заявление с аналогичными требованиями находится в ­производстве ­комиссии, работодателю следует заявить об этом в суде.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.