• Журнал «Арсенал предпринимателя» октябрь 2014
  • Рубрика Сделки и обязательства

Как составить договор на предоставление торгового места?

Предпринимателям, арендующим торговое место на рынке, важно знать, какую форму договорных отношений лучше выбрать, поскольку от этого зависит объем их прав и обязанностей. Статья раскроет все нюансы ­возможных договоров.


Для реализации своих товаров, выполнения работ или оказания услуг на розничных рынках предприниматели должны заключить договор на предоставление торгового места. Такой договор заключается с управляющей компанией, которая контролирует соответствующий розничный рынок и предоставляет коммерсанту право в течение оговоренного в нем срока заниматься торговлей. Договор на предоставление торгового места может быть заключен как по модели аренды, так и по модели возмездного оказания услуг. От выбора договора зависит объем прав и обязанностей бизнесмена и управляющей компании, поэтому чтобы надежно закрепиться на рынке и спокойно заниматься торговлей, предприниматели должны разбираться в обеих моделях и затем сделать правильный выбор.

Если закон умалчивает

Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Закон № 271-ФЗ) не устанавливает особую модель договора на предоставление торгового места. Он лишь закрепляет перечень обязательных сведений, которые должны быть сообщены предпринимателем для его заключения (ч. 3 ст. 15 Закона № 271-ФЗ). К ним относят:

  • ФИО коммерсанта, место его жительства, данные документа, удостоверяющего личность, ЕГРНИП;
  • ИНН;
  • срок предоставления торгового места и цели его использования;
  • перечень всех привлекаемых им продавцов для работы и сведения о них;
  • если заявителем является товаропроизводитель, то сведения о нем.

Управляющая рынком компания до предоставления продавцу торгового места на рынке обязана разработать и утвердить по согласованию с уполномоченными органами схему размещения торговых мест. Своим клиентам торговые места на рынке она предоставляет в соответствии с данной схемой.

Торговым местом является лоток, киоск, павильон, палатка и другой подобного рода торговый объект, через который предприниматель может вести торговлю своей продукцией. При этом в качестве предмета договора может выступать только само торговое место в целом, а не его отдельная часть, поскольку закон такой возможности не предусматривает (постановление ФАС Московского округа от 16.08.2012 по делу № А41-469/11).

Соответственно, в договоре на предоставление торгового места обязательно нужно максимально индивидуализировать торговое место. Для этого следует указать его вид (например, торговый павильон), номер (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.05.2011 по делу № А70-8826/2010), место на рынке в соответствии со схемой размещения торговых мест, выкопировку из которой в части предоставляемого торгового места можно сделать приложением к договору, а также адрес соответствующего рынка. В противном случае договор на предоставление торгового места не может считаться заключенным (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.12.2009 по делу № А38-935/2009).

В договоре необходимо указать, на какой срок предоставляется торговое место, какие платежи причитаются в пользу управляющей компании и каков порядок их внесения, ответственность сторон за нарушение договора, а также иные условия по усмотрению сторон (ст. 421 ГК РФ).

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.