• Журнал «Делопроизводство и документооборот на предприятии» ноябрь 2014
  • Рубрика Архивное дело

Государственный контроль в сфере архивного дела на федеральном уровне

  • 0 комментариев
  • 48 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
Окончание статьи, начало в № 10` 2014

Какова мера ­ответственности за несоблюдение архивного законодательства: за что, кого и на сколько сейчас штрафуют? Примечательно, что за аналогичные прегрешения отвечать порой приходится директору или его заму, а порой – «главному специалисту». Вы также увидите существенный перекос в суммах ­выписываемых штрафов за разные документы разным организациям – разница в 1 000 раз!


Наказания за нарушение законодательства об архивном деле

Одним из ключевых этапов развития законодательства в сфере государственного контроля и надзора стало принятие в 2001 году нового Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), который пришел на смену аналогичному кодексу РСФСР 1984 года. В новый Кодекс изначально была включена статья 13.20, которая впервые в российской практике установила административные санкции за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования документов в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан и на должностных лиц:

Фрагмент документа
СвернутьПоказать
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 13.20 «Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов» (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 № 116-ФЗ и от 09.02.2009 № 9-ФЗ)

Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.25 настоящего Кодекса, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц – от трехсот до пятисот рублей.

Теперь давайте разберемся, кто имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 13.20 и потом ­принимать решение о наложении штрафа.

Обратимся к статье 28.3 «Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях». Она делит ­госорганы на 2 группы:

  • к первой группе относятся те органы государственной власти, должностные лица которых не только могут составлять протоколы об административных правонарушениях, но и уполномочены рассматривать эти дела в пределах компетенции соответствующего органа (к данной группе, например, относится ЦБ РФ);
  • ко второй группе относятся органы власти, должностные лица которых вправе только составлять протоколы об административных правонарушениях. К их числу как раз и относятся «должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства об архивном деле»1 (пункт 59 части 1 статьи 28.3 КоАП РФ). А рассмотрение этих дел, т.е. принятие решения о наказании, осуществляется мировыми судьями.

Судебная практика по привлечению к ответственности по статье 13.20 КоАП РФ

Дела об административных правонарушениях в области архивного законодательства рассматриваются в гражданском судопроизводстве, и соответствующие решения отыскивать непросто, поскольку, в отличие от арбитражных судов, отсутствует единая открытая база таких ­судебных решений.

В то же время сейчас в Интернете появляются базы данных, создаваемые энтузиастами. Одним их таких проектов является «РосПравосудие», в рамках которого ведется картотека юристов, адвокатов, судей и судебных решений (всего более 50 миллионов документов). В базу данных собраны тексты решений с сайтов судов общей юрисдикции, мировых и арбитражных судов. Сейчас она содержит половину решений по уголовным делам, около 90% решений по арбитражным делам и 10% решений по гражданским и административным за последние 3 года. Именно эта база использовалась для выявления судебных дел, ­рассмотренных мировыми судьями по статье 13.20 КоАП РФ.

В судебных решениях подробно перечисляются все выявленные нарушения, за которые должностные лица были привлечены к административной ответственности.

Государственные и муниципальные архивы проверяют на соответствие требованиям «Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук», утвержденных приказом Министерства культуры и массовых ­коммуникаций РФ от 18.01.2007 № 19 (далее – Правила организации хранения).

Основные нарушения можно разделить на 3 группы:

  • нарушения порядка ведения и оформления документов, установленных правилами;
  • нарушение требований к оборудованию хранилищ, температурно-влажностному режиму и т.д.;
  • нарушение юридических и организационных требований.

Последняя группа, с моей точки зрения, наиболее интересная, поскольку достаточно часто соответствующие нарушения приводят к серьезным юридическим проблемам. В приведенных ниже примерах это:

  • отсутствие постоянно действующей экспертной комиссии;
  • заверение архивных справок печатью архива, а не органа местного самоуправления;
  • включение в список организаций источников комплектования архивного отдела администрации организаций федеральной формы собственности и т.п.

Еще обратите внимание, кого – каких должностных лиц – привлекают к ответственностии по ст. 13.20 КоАП РФ, когда будете знакомиться с приведенной далее судебной практикой.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.