• Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» декабрь 2014
  • Рубрика Правовое обеспечение деятельности

Правила для особых категорий иностранцев: беженцев, переселенцев, высококвалифицированных специалистов

Какие правила действуют при трудоустройстве беженцев и вынужденных переселенцев? Приравнены ли соотечественники, проживающие за рубежом, и члены их семей к российским гражданам при приеме на работу? Какие особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами – высококвалифицированными специалистами следует знать работодателям? Рассмотрим порядок оформления отношений с указанными сотрудниками, а также уведомления государственных органов.


Работодателю, прежде чем принять решение о приеме на работу иностранного гражданина, в первую очередь необходимо определиться со статусом привлекаемого иностранного работника, который подразумевает не только отличия в порядке оформления трудовых отношений, но и разные процедуры взаимодействия с государственными органами. Рассмотрим порядок оформления отношений с добровольными и вынужденными переселенцами, беженцами, а также высококвалифицированными специалистами.

Соотечественники

Участники государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом1 (далее – программа), и члены их семьи имеют право на получение разрешения на временное проживание без учета квоты, утвержденной Правительством РФ, вида на жительство и на приобретение гражданства РФ в упрощенном порядке.

См. статью «Порядок оформления на работу иностранных граждан»

Работодателю не нужно получать разрешение ФМС России на привлечение и использование иностранных работников – участников программы, а самим соотечественникам (иностранным гражданам) не требуется разрешение на работу (подп. 2 п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», далее – Закон № 115-ФЗ).

Следовательно, оформление на работу участника программы и члена его семьи должно происходить на тех же условиях, что и прием на работу российского гражданина (при наличии свидетельства участника программы). Поэтому нет необходимости уведомлять органы ФМС России и службу занятости населения о приеме на работу таких сотрудников или членов их семьи.

Беженцы и вынужденные переселенцы

Сразу следует отметить, что на основании Конвенции ООН от 28.07.1951 Российская Федерация предоставляет убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежища на ее ­территории, в том ­числе за счет признания беженцем.

Порядок признания беженцем регулируется Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528–1 «О беженцах» (далее – Закон о беженцах). Лицу старше 18 лет, признанному беженцем, в ФМС России выдается удостоверение беженца2, которое является также документом, удостоверяющим личность владельца, и дает право на нахождение в РФ (ст. 3 Закона о беженцах). Документ выдается на срок признания его владельца беженцем, но не более чем на три года, продление – не более чем на год (п. 3 Положения об оформлении, выдаче и обмене удостоверения беженца, ­утвержденное Постановлением № 356).

Бывает, иностранцам отказывают в праве признания их беженцами, но им может быть предоставлено временное убежище – возможность временно пребывать на территории РФ (п. 2 ст. 12 Закона о беженцах, постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской ­Федерации», далее – Постановление № 274).

Если иностранный гражданин получает временное убежище и проходит обязательное медицинское освидетельствование, ФМС России выдает ему свидетельство установленной формы3, которое является документом, удостоверяющим личность его владельца на территории нашей страны (п. 3 ст. 12 Закона о беженцах, ­Постановление № 274).

Временное убежище предоставляется на срок до одного года, продление срока на каждый последующий год осуществляется решением ФМС России (п. 12 Порядка предоставления временного убежища на ­территории РФ, утвержденного Постановлением № 274).

К сведению
СвернутьПоказать

Обратите внимание, что национальные документы иностранного гражданина, получившего статус беженца или временное убежище (паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность), в обязательном порядке сдаются им на хранение в ФМС России. Поэтому при трудоустройстве на работу работодатели не ­вправе требовать их для предъявления.

В мае этого года были внесены изменения, согласно которым лица, получившие статус беженца или временное убежище в РФ, могут работать без получения разрешения на работу на территории РФ (подп. 11-12 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). По сути, правила приема на работу для них те же, что и для иностранцев, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы (п. 4.5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Поэтому, например, в отношении граждан Украины работодателю для приема их на работу разрешение на привлечение и использование иностранных работников не требуется.

Соответственно, если иностранные граждане имеют право трудоустраиваться на территории РФ без получения специального разрешения, работодатель не обязан уведомлять ФМС России и службу занятости о приеме на работу иностранцев. В нашем случае – беженцев и ­иностранных граждан, получивших временное убежище.

Пример 1
СвернутьПоказать

Работодатель намерен трудоустроить на работу двух граждан Украины, имеющих разный правовой статус. Рассмотрим, как в данной ситуации соблюсти процедуру приема в соответствии с законодательством.

В первом случае гражданин Украины имеет статус беженца, подтвержденный соответствующим удостоверением. Поэтому разрешение на работу при трудоустройстве ему не нужно, так же, как и работодателю – разрешение о привлечении и использовании иностранных работников. Аналогично поступают и в отношении участников программы добровольного переселения (при наличии соответствующего свидетельства), а также граждан, имеющих разрешение на временное проживание или вид на жительство. При отсутствии таких статусов иностранный работник будет вынужден либо ­подождать с трудоустройством, либо оформить разрешение на работу.

Во втором случае гражданин Украины имеет только разрешение на временное пребывание на территории РФ. Поэтому прием его на работу проводится в порядке, предусмотренном для временно пребывающих безвизовых иностранных граждан (с предъявлением миграционной карты). Необходимым условием для оформления трудовых отношений будет являться наличие у гражданина Украины разрешения на работу.

Уведомить ФМС России и службу занятости следует в случаях, когда правовой статус гражданина Украины не позволяет ему трудоустроиться без получения ­специального разрешения.

Уведомление налоговой инспекции

Что же касается уведомления налоговой службы, то однозначного ответа на этот вопрос действующее законодательство, к сожалению, не содержит. С одной стороны, требование об извещении в данном случае налогового органа ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ не установлено. Кроме того, на беженцев и иностранных граждан, получивших временное убежище, порядок привлечения и использования иностранных сотрудников не распространяется (подп. 11-12 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). ­Напрашивается вывод, что налоговый орган уведомлять не нужно.

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.