• Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» декабрь 2014
  • Рубрика Правовое обеспечение деятельности

Правила для особых категорий иностранцев: беженцев, переселенцев, высококвалифицированных специалистов

  • 0 комментариев
  • 26 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
Какие правила действуют при трудоустройстве беженцев и вынужденных переселенцев? Приравнены ли соотечественники, проживающие за рубежом, и члены их семей к российским гражданам при приеме на работу? Какие особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами – высококвалифицированными специалистами следует знать работодателям? Рассмотрим порядок оформления отношений с указанными сотрудниками, а также уведомления государственных органов.


Работодателю, прежде чем принять решение о приеме на работу иностранного гражданина, в первую очередь необходимо определиться со статусом привлекаемого иностранного работника, который подразумевает не только отличия в порядке оформления трудовых отношений, но и разные процедуры взаимодействия с государственными органами. Рассмотрим порядок оформления отношений с добровольными и вынужденными переселенцами, беженцами, а также высококвалифицированными специалистами.

Соотечественники

Участники государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом1 (далее – программа), и члены их семьи имеют право на получение разрешения на временное проживание без учета квоты, утвержденной Правительством РФ, вида на жительство и на приобретение гражданства РФ в упрощенном порядке.

См. статью «Порядок оформления на работу иностранных граждан»

Работодателю не нужно получать разрешение ФМС России на привлечение и использование иностранных работников – участников программы, а самим соотечественникам (иностранным гражданам) не требуется разрешение на работу (подп. 2 п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», далее – Закон № 115-ФЗ).

Следовательно, оформление на работу участника программы и члена его семьи должно происходить на тех же условиях, что и прием на работу российского гражданина (при наличии свидетельства участника программы). Поэтому нет необходимости уведомлять органы ФМС России и службу занятости населения о приеме на работу таких сотрудников или членов их семьи.

Беженцы и вынужденные переселенцы

Сразу следует отметить, что на основании Конвенции ООН от 28.07.1951 Российская Федерация предоставляет убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежища на ее ­территории, в том ­числе за счет признания беженцем.

Порядок признания беженцем регулируется Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528–1 «О беженцах» (далее – Закон о беженцах). Лицу старше 18 лет, признанному беженцем, в ФМС России выдается удостоверение беженца2, которое является также документом, удостоверяющим личность владельца, и дает право на нахождение в РФ (ст. 3 Закона о беженцах). Документ выдается на срок признания его владельца беженцем, но не более чем на три года, продление – не более чем на год (п. 3 Положения об оформлении, выдаче и обмене удостоверения беженца, ­утвержденное Постановлением № 356).

Бывает, иностранцам отказывают в праве признания их беженцами, но им может быть предоставлено временное убежище – возможность временно пребывать на территории РФ (п. 2 ст. 12 Закона о беженцах, постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской ­Федерации», далее – Постановление № 274).

Если иностранный гражданин получает временное убежище и проходит обязательное медицинское освидетельствование, ФМС России выдает ему свидетельство установленной формы3, которое является документом, удостоверяющим личность его владельца на территории нашей страны (п. 3 ст. 12 Закона о беженцах, ­Постановление № 274).

Временное убежище предоставляется на срок до одного года, продление срока на каждый последующий год осуществляется решением ФМС России (п. 12 Порядка предоставления временного убежища на ­территории РФ, утвержденного Постановлением № 274).

К сведению
СвернутьПоказать

Обратите внимание, что национальные документы иностранного гражданина, получившего статус беженца или временное убежище (паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность), в обязательном порядке сдаются им на хранение в ФМС России. Поэтому при трудоустройстве на работу работодатели не ­вправе требовать их для предъявления.

В мае этого года были внесены изменения, согласно которым лица, получившие статус беженца или временное убежище в РФ, могут работать без получения разрешения на работу на территории РФ (подп. 11-12 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). По сути, правила приема на работу для них те же, что и для иностранцев, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы (п. 4.5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Поэтому, например, в отношении граждан Украины работодателю для приема их на работу разрешение на привлечение и использование иностранных работников не требуется.

Соответственно, если иностранные граждане имеют право трудоустраиваться на территории РФ без получения специального разрешения, работодатель не обязан уведомлять ФМС России и службу занятости о приеме на работу иностранцев. В нашем случае – беженцев и ­иностранных граждан, получивших временное убежище.

Пример 1
СвернутьПоказать

Работодатель намерен трудоустроить на работу двух граждан Украины, имеющих разный правовой статус. Рассмотрим, как в данной ситуации соблюсти процедуру приема в соответствии с законодательством.

В первом случае гражданин Украины имеет статус беженца, подтвержденный соответствующим удостоверением. Поэтому разрешение на работу при трудоустройстве ему не нужно, так же, как и работодателю – разрешение о привлечении и использовании иностранных работников. Аналогично поступают и в отношении участников программы добровольного переселения (при наличии соответствующего свидетельства), а также граждан, имеющих разрешение на временное проживание или вид на жительство. При отсутствии таких статусов иностранный работник будет вынужден либо ­подождать с трудоустройством, либо оформить разрешение на работу.

Во втором случае гражданин Украины имеет только разрешение на временное пребывание на территории РФ. Поэтому прием его на работу проводится в порядке, предусмотренном для временно пребывающих безвизовых иностранных граждан (с предъявлением миграционной карты). Необходимым условием для оформления трудовых отношений будет являться наличие у гражданина Украины разрешения на работу.

Уведомить ФМС России и службу занятости следует в случаях, когда правовой статус гражданина Украины не позволяет ему трудоустроиться без получения ­специального разрешения.

Уведомление налоговой инспекции

Что же касается уведомления налоговой службы, то однозначного ответа на этот вопрос действующее законодательство, к сожалению, не содержит. С одной стороны, требование об извещении в данном случае налогового органа ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ не установлено. Кроме того, на беженцев и иностранных граждан, получивших временное убежище, порядок привлечения и использования иностранных сотрудников не распространяется (подп. 11-12 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). ­Напрашивается вывод, что налоговый орган уведомлять не нужно.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.