Top.Mail.Ru

Соблюдение законодательства об интеллектуальной собственности при работе с интернет-сайтом компании

Свой сайт есть у каждой современной компании. При работе с ним необходимо учитывать множество требований законодательства об интеллектуальной собственности. Наиболее злободневные вопросы, касающиеся размещения на корпоративном сайте объектов интеллектуальных прав, мы решили задать Павлу Каткову, президенту ­некоммерческого партнерства «Объединение правообладателей».
Интервью

Катков Павел Александрович – президент некоммерческого партнерства «Объединение правообладателей», председатель Совета Российской государственной академии интеллектуальной собственности (РГАИС) по проблемам правовой охраны интеллектуальной собственности в сети Интернет, руководитель рабочей группы по международному сотрудничеству в сфере защиты интеллектуальной собственности в цифровой среде Комитета ТПП РФ по интеллектуальной собственности, член Рабочей группы Министерства культуры РФ по разработке проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях прекращения нарушений интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», член Координационного совета по ­защите ­интеллектуальной ­собственности, член Ассоциации юристов ­России.

– Павел Александрович, вопрос, который волнует, пожалуй, каждого владельца сайта, – можно ли размещать на нем контент из сети Интернет?

– Любая интеллектуальная собственность, в чем бы она ни была выражена, всегда имеет владельца – правообладателя. Только это лицо имеет право разрешать использование соответствующих результатов интеллектуальной деятельности, и только при наличии его разрешения такое использование будет законно.

Законодательству известны исключения, например, случаи свободного использования (информационные, научные, учебные цели и др.), предусмотренные частью 4 ГК РФ. Однако это именно исключения из общего правила.

Также возможно использование результатов интеллектуальной деятельности, срок правовой охраны которых истек. Для объектов авторского права это 70 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора (с учетом особенностей, предусмотренных главой 70 ГК РФ).

Помимо этого Федеральным законом от 12.03.2014 № 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» введен в действие институт открытой лицензии – статья 1286.1 ГК РФ.

По общему же правилу необходимо получать разрешение от правообладателя на использование объекта интеллектуальной собственности. К сожалению, Интернет приучил людей к бесплатности. В большинстве случаев это обусловлено легкостью копирования и размещения чужого контента. Однако закон в данном вопросе все же придерживается ­консервативных позиций.

– На использование какого именно контента необходимо получать разрешение: картинок, текста, фирменных наименований, ­товарных ­знаков?

– Лицензировать следует все перечисленные Вами объекты. Необходимое разрешение можно получить у конкретного правообладателя. На практике права может также агрегировать объединение правообладателей или лицензионное агентство. Это облегчит поиск прав для лица, которое желает использовать объекты на законных основаниях.

– Какая ответственность предусмотрена за незаконное использование контента?

– Законодательство предусматривает различные виды ответственности, включая уголовную. Согласно части 2 статьи 146 УК РФ незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а также приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, могут повлечь ответственность вплоть до двух лет лишения свободы.

Те же деяния, если они совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в особо крупном размере или лицом с использованием своего служебного положения, могут ­наказываться лишением свободы на срок до шести лет.

Как видно, статья 146 УК РФ предусматривает серьезные наказания. Правда, и нарушение в этом случае должно быть существенным, ­умышленным и массовым.

– Можно ли размещать на сайте информацию о контрагентах компании (например, в разделе «наши партнеры»), успешно реализованных проектах (например, в разделе «наши проекты») и что при этом необходимо учитывать?

– По умолчанию, если у сторон не было договорных ограничений на упоминание информации о работе друг с другом (например, в виде соглашения о конфиденциальности), такое упоминание, конечно же, возможно. Если подобное ограничение было, то стороны обязаны соблюдать его.

На практике какая-либо информация может быть отнесена к коммерческой тайне. Правда, признаем, что относить к этой категориии товарный знак едва ли будет корректным. Причина кроется в его изначально публичной природе.

Вместе с тем необходимо учитывать, что размещение товарного знака другой организации (например, на сайте) формально может быть истолковано как использование товарного знака, что требует заключения с правообладателем лицензионного договора. На практике это зачастую не вызывает споров, однако формально это так.

– Если на корпоративном сайте размещается информация о работниках компании (фото, должность, биография), необходимо ли получать их согласие? В каких случаях? Какая предусмотрена ­ответственность?

– По умолчанию необходимо получать согласие гражданина на действия с подобной информацией о нем, в том числе на ее публикацию. Здесь необходимо учитывать требования Закона о персональных данных1 (он устанавливает обязанность получения разрешения на работу с персональными данными граждан), а также нормы части 1 ГК РФ об охране изображения гражданина и охране его частной жизни.

За нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) предусмотрена ответственность. В соответствии со статьей 13.11 КоАП РФ эти нарушения наказываются предупреждением или штрафом (для ­юридических лиц он составляет от 5000 до 50 000 рублей).

Если же соответствующие деяния имеют признаки нарушения неприкосновенности частной жизни, то может быть поставлен вопрос о ­привлечении к ответственности по статье 137 УК РФ.

– В каких случаях считается, что сайт работает с персональными данными посетителей?

– Закон о персональных данных относит к персональным данным любую информацию о гражданине. Следовательно, сайт работает с персональными данными посетителей, если они раскрывают любые данные о себе, например, вводят информацию, касающуюся их личности (в том числе логин, пароль, паспортные данные, телефон).

Согласно статье 24 Закона о персональных данных лица, виновные в нарушении требований этого закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством, – статьями 13.11 КоАП РФ и 137 УК РФ. Также следует иметь в виду, что в ТК РФ содержится специальная статья 90, которая и устанавливает ответственность за нарушение норм, ­регулирующих обработку и защиту персональных данных работника.

При этом моральный вред, причиненный субъекту персональных ­данных, тоже подлежит возмещению.

– В нижней части страницы практически любого сайта можно увидеть знак копирайта (буква «С» в окружности) с указанием года или годов. О чем он свидетельствует и чем грозит его отсутствие?

– Данный знак свидетельствует о наличии правовой охраны соответствующего объекта. Однако его практическое значение не столь велико: даже если знака копирайта не будет, это не отменит охрану объекта. Подобные обозначения, скорее, актуальны для правовых систем государств, в которых общепринятой практикой является использование лицензий Creative Commons (например, США), когда вы можете поставить как знак копирайта, так и знак «СС».

– Грозит ли компании какая-либо ответственность, если она разместит на своем сайте фейковые положительные отзывы или комментарии?

– По сути это является введением потребителя в заблуждение и может повлечь обоснованные вопросы от Роспотребнадзора.

Также подобное поведение можно квалифицировать как недобросовестную конкуренцию и применить нормы статьи 14 Закона о защите конкуренции2. В этом случае организации грозит ответственность по статье 14.33 КоАП РФ, предусматривающей как разовые, так и ­оборотные штрафы.

Однако если отзывы и комментарии достоверны, не нарушают правил добросовестной конкуренции, не затрагивают прав потребителей или иным образом не нарушают закон, то они, конечно же, могут быть ­размещены на сайте компании.

– Спасибо за содержательную беседу.

– В заключение желаю вашим читателям быть грамотными, соблюдать закон, а если они являются правообладателями – следовать одному важному принципу: имеет право тот, кто его защищает!

Беседовал Роман Авалян

Сноски 2

  1. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». – Примеч. ред. Вернуться назад
  2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Вернуться назад
Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Как заблокировать сайт, на котором размещен сворованный контент

Сайты компаний в сети Интернет уже давно стали эффективным маркетинговым инструментом. В связи с этим наполнение сайта, или, как принято его называть – ​контент, является важным нематериальным активом. Украсть такой актив несложно – ​злоумышленнику достаточно просто его скопировать и разместить на собственном сайте. Некоторые воры и вовсе создают дубликаты сайтов конкурентов, таким образом вводя в заблуждение потребителей. Но действующее законодательство позволяет бороться с воровством контента. Расскажем как. Приведем образцы досудебной претензии, заявления в Роскомнадзор об ограничении доступа к сайту, формулировок для иска.

Часть четвертая ГК РФ: Пленум ВС РФ разъясняет

Недавно вышло масштабное постановление, в котором Пленум ВС РФ разъяснил применение четвертой части ГК РФ. Рассмотрим основные положения этого документа. В частности, выясним, почему фотография не является интеллектуальной собственностью гражданина; как правообладатель может наказать лицензиата, который не использует полученный объект интеллектуальной собственности; могут ли сайты, не зарегистрированные как СМИ, свободно использовать произведения; что такое «цитирование фотографий» и можно ли наказать тех, кто им занимается.

Географическое указание – новый объект интеллектуальных прав

С 27 июля 2020 г. вступят в силу поправки в часть 4 ГК РФ, которая обогатится новым объектом интеллектуальных прав – ​средством индивидуализации товаров – ​географическим указанием. Оно позволит обратить внимание потребителя на связь товара с определенной местностью (регионом). Можно подумать, что введение нового объекта интеллектуальных прав излишне. Ведь уже сейчас ГК РФ предусматривает такое средство индивидуализации, как наименование места происхождения товара. Однако не все так просто, и между ними есть существенная разница. Разберемся, в чем она состоит, зачем может понадобиться охрана нового объекта и как его можно использовать.

Товарный знак банкрота. Ценный актив или бесполезная картинка?

В статье мы рассмотрим резонансное дело о судьбе товарного знака компании-банкрота, изменившее сложившуюся судебную практику. Последовавшее за этим разъяснение Пленума ВС РФ только усугубило проблему. Итак, могут ли кредиторы рассчитывать на хорошие деньги от продажи товарного знака должника? И стоит ли покупать такой актив? Узнаем из статьи.

Использование товарных знаков в рекламе

В современных рыночных условиях конкуренция товаров, по сути, заменена конкуренцией товарных знаков. Ведь потребителю приходится выбирать из однородной продукции, маркированной разными товарными знаками. Поэтому производитель, который рекламирует свой товар, акцентирует внимание именно на товарном знаке. Поговорим о том, что нужно учитывать при использовании своего товарного знака в рекламных материалах и можно ли включать в рекламу чужие знаки.

Товарный знак: инструкция по применению

Как показывает практика, большинство российских компаний для маркировки выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) используют товарные знаки (знаки обслуживания). Однако далеко не все считают нужным регистрировать свои знаки. Выясним, для чего нужна регистрация знаков, какие преимущества она дает правообладателю и какую выгоду получит компания после регистрации?

Недобросовестная конкуренция: обзор практики

Автор статьи на примерах объясняет, какие формы недобросовестной конкуренции существуют; каковы последствия отсутствия конкуренции; как действовать в случае, когда участники товарного рынка ведут себя недобросовестно; как продвигать и рекламировать свою продукцию, не нарушая принципов добросовестной конкуренции. Об этом и многом другом читайте в статье.

Новостные сообщения – объекты авторских прав?

Российское законодательство, следуя принципам международного частного права, не признает новости объектами авторских прав и не представляет им юридической защиты. Вместе с тем создаваемые журналистами новостные тексты являются литературными произведениями, исключительные права на которые принадлежат таким журналистам. Копирование новостей, представленных на веб-сайте, без переработки, без указания ссылки на первоисточник и размещение на ином сайте – все это является нарушением авторских прав. В статье рассматриваются такие вопросы, как перечень и содержание прав авторов в отношении создаваемых ими новостных сообщений, а также меры юридической ответственности и способы защиты нарушенных авторских прав.