Top.Mail.Ru

Чистые активы и порядок их расчета

Новый порядок определения стоимости чистых активов, вступивший в силу в ноябре 2014 г., должны применять акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, государственные и муниципальные предприятия, производственные и жилищные накопительные кооперативы, а также хозяйственные партнерства. Посмотрим, чем отличаются новые правила от старых, а также что выбрать, если стоимость чистых активов станет меньше величины уставного ­капитала (уменьшить уставный капитал или увеличить чистые активы).

С прошлого года начал действовать новый порядок определения стоимости чистых активов организаций. Посмотрим, что изменилось и как быть в случае, если стоимость чистых активов окажется меньше уставного капитала.

Новые правила

04.11.2014 вступил в силу Порядок определения стоимости чистых активов (далее – Порядок), утвержденный приказом Минфина России от 28.08.2014 № 84н. С этой же даты утратил силу Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденный приказом Минфина России и Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг от 29.01.2003 № 10н/03-6/пз.

Не секрет, что стоимость чистых активов имеет большое значение для организации. Акционерные общества 1, общества с ограниченной ответственностью 2, равно как и унитарные предприятия 3, по окончании второго года работы и всех последующих лет обязаны сравнить стоимость чистых активов с размером уставного капитала. Если она окажется меньше, чем стоимость уставного капитала, т.е. организация в связи с нерентабельной деятельностью начала «проедать» свои запасы, а не зарабатывать прибыль, то уставный капитал должен уменьшиться до размера чистых активов.

Если в разумный срок такого уменьшения не произойдет, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, либо иные государственные органы или органы местного самоуправления, которым законодательством предоставлено право на предъявление такого требования, вправе начать через суд процедуру ликвидации общества (п. 5 ст. 20 Закона № 14-ФЗ, п. 6 ст. 35 Закона № 208-ФЗ).

Что изменилось и что осталось прежним

Что же меняется в расчете стоимости чистых активов в связи с применением нового Порядка?

Ранее ООО, государственные и муниципальные унитарные предприятия, производственные и жилищные накопительные кооперативы, для которых стоимость чистых активов не была установлена, могли руководствоваться утратившим силу Порядком оценки стоимости чистых активов АО, утвержденным приказом от 29.01.2003 (письма Минфина России от 07.12.2009 № 03-03-06/1/791, от 26.01.2007 № 03-03-06/1/39). Теперь система расчета чистых активов одинакова и для акционерных обществ, и для других организаций (п. 1 Порядка).

Как и ранее, стоимость чистых активов определяется по данным бухгалтерского учета и равна разнице между активами организации и ее обязательствами. При этом объекты бухгалтерского учета, учитываемые организацией на забалансовых счетах, при определении стоимости чистых активов к расчету не принимаются (п. 4...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Всегда ли нужно исправлять ошибки

Как показывает практика, далеко не все ошибки имеет смысл исправлять. Рассмотрим примеры из жизни, когда исправление ошибок может привести к негативным последствиям. Например, если бухгалтер доходы от продажи материалов отразил во внереализационных доходах, перепутал прямые расходы с косвенными, ремонт назвал модернизацией или «задвоил» реализацию товара.

Уменьшение затрат по решению суда

Поступившая новая информация не обязывает организацию вносить исправления в регистры бухгалтерского учета, равно как и подавать уточненные декларации. К такой новой информации, в частности, следует относить вступившие в силу судебные решения. Рассмотрим на примере порядок отражения в учете такого акта, который затрагивает снижение размера арендной платы, установленного муниципальными властями, задним числом.

Учет затрат по договору подряда с привлечением субподрядчиков

Подрядчик имеет право, не ставя в известность заказчика, привлечь субподрядчиков к исполнению своих обязательств по договору. Причем на практике порядок принятия работ от соисполнителей часто отличается от порядка, в каком его передает заказчику генеральный подрядчик. На примере покажем порядок отражения в учете затрат по договору подряда с привлечением субподрядчиков.

Аренда земельного участка под возведение объекта основных средств

При возведении объекта недвижимости кроме денег застройщику еще в обязательном порядке нужен и земельный участок, на котором этот самый объект будет находиться. Он может быть приобретен застройщиком в собственность либо взят в аренду. Проанализируем порядок учета расходов на аренду в регистрах бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

Расчеты между филиалами

Подразделения, которым открыты расчетные счета, имеют возможность самостоятельно вести расчеты с покупателями и заказчиками, а также с поставщиками и подрядчиками. Но в работе любого филиала может возникнуть нехватка собст­венных средств – и тогда приходится обращаться за финансовой помощью к головной организации. Последняя же вправе не только давать деньги, но и забирать их у подразделения на различные текущие нужды. Бывает, что определенная компания является для одного филиала продавцом, а для его «собрата» – покупателем. В таком случае вопрос оплат обычно решается с помощью взаимозачета. Как следует отражать в бухгалтерском учете эти и другие варианты расчетов между филиалами и головной компанией, автор показал ­на практических примерах.

Договор аренды: бухгалтерский учет и вопросы налогообложения

Министерство финансов в своих разъяснениях неоднократно заявляло, что акт об оказании услуг по аренде недвижимого имущества не является обязательным первичным документом и его составления не требуется. Однако пару месяцев назад счетные специалисты заняли противоположную точку зрения, указав на необходимость составления акта выполненных работ при договоре аренды. Как быть в этой ситуации бухгалтерам? Так есть ли необходимость составлять этот документ? Из статьи вы узнаете ответ на этот и другие насущные вопросы. Например, о правовых аспектах аренды недвижимого имущества, а также о порядке налогообложения и бухгалтерского учета доходов арендатора и арендодателя.

Учет запчастей при разборке техники, бывшей в употреблении

Автор рассмотрел порядок бухучета и налогообложения трех наиболее распространенных вариантов приобретения техники, бывшей в употреблении: для временного использования по прямому функциональному назначению, продажи целиком в составе одной инвентарной единицы или для разборки и продажи каждой пригодной запчасти по отдельности.

Резервный капитал: формируем и используем

Акционерные общества обязаны создавать резервный фонд. ООО могут это делать в добровольном порядке. Рассмотрим, каким образом он может формироваться за счет чистой прибыли и взноса имущества, а также каков порядок его использования. Автор на примерах показывает, как можно погасить убытки, выкупить ­собственные акции с целью уменьшения уставного капитала и погасить ­облигации.