• Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» февраль 2015
  • Рубрика Личный опыт

Зарплату увеличивать не будем. Что предложить взамен?

Бухгалтер как никто другой понимает, что в сложной экономической ситуации и речи быть не может о повышении заработных плат сотрудников. Вместе с тем не хочется, чтобы это сказалось на эффективности труда. Поэтому автор дает несколько рекомендаций о том, как нивелировать недовольство сотрудников, не ­увеличивая расходы на оплату труда.


В разгар экономического кризиса повышать оплату труда сотрудникам невозможно, поскольку увеличатся расходы как на саму зарплату, так и на уплату налогов. Но руководители отделов обычно настаивают на том, чтобы зарплата персонала росла, поскольку «заморозка» ударяет по нематериальным аспектам жизни организации – производительности труда, репутации и т.д. Главному бухгалтеру нужно иметь аргументы, чтобы отклонить эти идеи и ­предложить другие решения, не связанные с ростом расходов.

Вопрос заработной платы для каждой организации, пожалуй, самый важный после показателей прибыли и выручки. Фонд оплаты труда – довольно значительная часть расходов любой компании. На производственных предприятиях ФОТ составляет, как правило, 20–25%, в строительстве – 15–20%, а в розничной торговле – около 15% от выручки.

Организация за эти деньги покупает рабочую силу. Но, как известно, поведение сотрудников предугадать невозможно. Люди несовершенны: они могут нарушать дисциплину, плохо работать, саботировать те или иные проекты. С этой точки зрения заработная плата – плохая инвестиция с большими рисками, как сказали бы финансисты. Никто не знает, как будет работать тот или иной сотрудник. К сожалению, линейной зависимости между уровнем зарплаты работника и его эффективностью нет. А когда экономическая ситуация нестабильна, риски возрастают многократно. Деньги, вложенные в работников, должны приносить отдачу, поэтому мы постараемся найти закономерности, знание которых поможет главному бухгалтеру обойтись без повышения ­заработной платы, но чтобы при этом не упала ­производительность труда.

Как кризис ударит по компании?

Повышения зарплат в ближайшее время не предвидится. Есть плюс: организация платит меньше налогов, но есть и негативные последствия.

Репутационные риски

Организация, которая «замораживает» рост доходов для персонала, получает в глазах общественности славу «жадины». Конечно, многие руководители смеются над таким ярлыком, подобно богатому афинянину из поэтического сборника Горация: «Пусть их, освищут меня… но зато я в ладоши хлопаю дома себе, как хочу, на сундук свой любуясь!»1 Мы не разделяем энтузиазм топ-менеджеров, которые считают, что для экономии можно применять любые средства.

Пример 1
СвернутьПоказать

Региональная холдинговая компания, одно из крупных торговых предприятий, столкнулась с неожиданной проблемой. Открыли новое направление бизнеса – два развлекательных центра. Компании потребовались сотрудники без квалификации и опыта для работы на аттракционах, продажи билетов и т.д. Рекрутеры дали объявления о вакансиях, но кандидатов оказалось очень мало. Никто не хотел идти работать, несмотря на высокий уровень безработицы в регионе, хотя предлагаемая зарплата была вполне прилична.

Тем не менее часть кандидатов «дошла» до собеседований. Рекрутеры стали расспрашивать их о том, как окружающие воспринимают компанию. Оказалось, что ее не любят. В свое время холдинг прославился тем, что платил крайне низкую заработную плату. Недовольным говорили: «Не хочешь работать – уходи, наймем других!» Людям некуда было деваться, и они работали практически за копейки. Со временем в городе появились другие рабочие места, трудоустроиться стало легче. Холдингу пришлось повысить зарплаты до нормального уровня. Однако «человеколюбивый» лозунг «не хочешь работать – уходи, наймем других!» помнили все и не горели желанием работать в этой компании.

Таким образом, «замораживая» заработную плату, нужно планировать контрмеры, чтобы репутация организации не пострадала. Особенно это касается крупных и достаточно известных компаний. «Добрая слава в углу сидит, худая слава по дорожке бежит», говорит народная мудрость. Весть о том, что персоналу «недоплачивают», расходится быстро. Люди вряд ли пойдут туда, где руководство скупится на оплату труда.

Снижение эффективности работы

Сотруднику можно платить меньше. Если у него нет других вариантов трудоустройства, он все равно будет работать. Обычно так и происходит во времена кризисов. Но человек не может делать свое дело хорошо без соответствующей мотивации.

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.