• Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» февраль 2015
  • Рубрика Личный опыт

Зарплату увеличивать не будем. Что предложить взамен?

  • 0 комментариев
  • 12 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
Бухгалтер как никто другой понимает, что в сложной экономической ситуации и речи быть не может о повышении заработных плат сотрудников. Вместе с тем не хочется, чтобы это сказалось на эффективности труда. Поэтому автор дает несколько рекомендаций о том, как нивелировать недовольство сотрудников, не ­увеличивая расходы на оплату труда.


В разгар экономического кризиса повышать оплату труда сотрудникам невозможно, поскольку увеличатся расходы как на саму зарплату, так и на уплату налогов. Но руководители отделов обычно настаивают на том, чтобы зарплата персонала росла, поскольку «заморозка» ударяет по нематериальным аспектам жизни организации – производительности труда, репутации и т.д. Главному бухгалтеру нужно иметь аргументы, чтобы отклонить эти идеи и ­предложить другие решения, не связанные с ростом расходов.

Вопрос заработной платы для каждой организации, пожалуй, самый важный после показателей прибыли и выручки. Фонд оплаты труда – довольно значительная часть расходов любой компании. На производственных предприятиях ФОТ составляет, как правило, 20–25%, в строительстве – 15–20%, а в розничной торговле – около 15% от выручки.

Организация за эти деньги покупает рабочую силу. Но, как известно, поведение сотрудников предугадать невозможно. Люди несовершенны: они могут нарушать дисциплину, плохо работать, саботировать те или иные проекты. С этой точки зрения заработная плата – плохая инвестиция с большими рисками, как сказали бы финансисты. Никто не знает, как будет работать тот или иной сотрудник. К сожалению, линейной зависимости между уровнем зарплаты работника и его эффективностью нет. А когда экономическая ситуация нестабильна, риски возрастают многократно. Деньги, вложенные в работников, должны приносить отдачу, поэтому мы постараемся найти закономерности, знание которых поможет главному бухгалтеру обойтись без повышения ­заработной платы, но чтобы при этом не упала ­производительность труда.

Как кризис ударит по компании?

Повышения зарплат в ближайшее время не предвидится. Есть плюс: организация платит меньше налогов, но есть и негативные последствия.

Репутационные риски

Организация, которая «замораживает» рост доходов для персонала, получает в глазах общественности славу «жадины». Конечно, многие руководители смеются над таким ярлыком, подобно богатому афинянину из поэтического сборника Горация: «Пусть их, освищут меня… но зато я в ладоши хлопаю дома себе, как хочу, на сундук свой любуясь!»1 Мы не разделяем энтузиазм топ-менеджеров, которые считают, что для экономии можно применять любые средства.

Пример 1
СвернутьПоказать

Региональная холдинговая компания, одно из крупных торговых предприятий, столкнулась с неожиданной проблемой. Открыли новое направление бизнеса – два развлекательных центра. Компании потребовались сотрудники без квалификации и опыта для работы на аттракционах, продажи билетов и т.д. Рекрутеры дали объявления о вакансиях, но кандидатов оказалось очень мало. Никто не хотел идти работать, несмотря на высокий уровень безработицы в регионе, хотя предлагаемая зарплата была вполне прилична.

Тем не менее часть кандидатов «дошла» до собеседований. Рекрутеры стали расспрашивать их о том, как окружающие воспринимают компанию. Оказалось, что ее не любят. В свое время холдинг прославился тем, что платил крайне низкую заработную плату. Недовольным говорили: «Не хочешь работать – уходи, наймем других!» Людям некуда было деваться, и они работали практически за копейки. Со временем в городе появились другие рабочие места, трудоустроиться стало легче. Холдингу пришлось повысить зарплаты до нормального уровня. Однако «человеколюбивый» лозунг «не хочешь работать – уходи, наймем других!» помнили все и не горели желанием работать в этой компании.

Таким образом, «замораживая» заработную плату, нужно планировать контрмеры, чтобы репутация организации не пострадала. Особенно это касается крупных и достаточно известных компаний. «Добрая слава в углу сидит, худая слава по дорожке бежит», говорит народная мудрость. Весть о том, что персоналу «недоплачивают», расходится быстро. Люди вряд ли пойдут туда, где руководство скупится на оплату труда.

Снижение эффективности работы

Сотруднику можно платить меньше. Если у него нет других вариантов трудоустройства, он все равно будет работать. Обычно так и происходит во времена кризисов. Но человек не может делать свое дело хорошо без соответствующей мотивации.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.