• Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» март 2015
  • Рубрика Учет и отчетность

Бухгалтерская отчетность за 2014 год

  • 0 комментариев
  • 9076 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
Годовую бухгалтерскую отчетность должны предоставлять практически все организации, в том числе «упрощенцы» и «вмененщики». Автор, учитывая последние изменения и разъяснения фискалов, рассказывает, на что обратить внимание при подготовке отчета в этом году. В частности, затронуты формы отчетности, а также дополнительная информация к ней, аудиторское заключение, поблажки для малого бизнеса, дата представления, способы отправки отчетности и ответственность за нарушение требований закона.


Бухгалтерам ежегодно приходится сдавать годовую бухгалтерскую отчетность. О том, что следует учесть при ее подготовке в этом году, читайте в нашей статье.

Кто вправе не подавать отчетность

Годовую бухгалтерскую отчетность должны представлять практически все организации (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № ­402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее – Закон № 402-ФЗ). Причем данная обязанность касается и компаний, находящихся на «упрощенке», а также применяющих ЕНВД (письмо ФНС России от 15.04.2013 № ЕД-4-3/6829).

Тем не менее из этого правила есть исключения. Вправе не вести бух­учет и, соответственно, не сдавать бухгалтерскую отчетность (ч. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ):

  • индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой (письма Минфина России от 17.10.2014 № 03-11-11/52522, от 07.04.2014 № 03-11-11/15440, от 07.04.2014 № 03-11-11/15440, от 28.06.2013 № 03-11-11/24653, от 23.10.2012 № 03-11-11/324, от 27.08.2012 № 03-11-11/257, информационное сообщение Минфина России «Об изменениях в специальных налоговых режимах»);
  • находящиеся на территории РФ подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, если в соответствии с российским законодательством они ведут учет доходов и расходов и иных объектов налогообложения.

Также существует еще одна категория предприятий, которые вправе не составлять баланс за 2014 г. Это организации, созданные после 30.09.2014. Указанные предприятия вправе установить период, ­являющийся для них первым отчетным годом (ч. 3 ст. 15 Закона № 402-ФЗ):

  1. с даты государственной регистрации по 31.12.2014;
  2. с даты государственной регистрации по 31.12.2015.
К сведению
СвернутьПоказать

Согласно ст. 15 Закона № 402-ФЗ в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности отдельный баланс простого товарищества не содержится. Организации – участники договора простого товарищества представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке с учетом финансовых результатов, полученных по договору простого товарищества (письмо ФНС России от 30.12.2014 № ГД-4-3/27197). Раскрытие информации об участии в совместной деятельности осуществляется в пояснительной записке (п. 23 Положения по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03, утвержденного приказом Минфина России от 24.11.2003 № 105н).

Формы отчетности

Бухгалтерская отчетность состоит из следующих форм (ч. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ):

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о финансовых результатах;
  • приложения (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании полученных средств).

Формы отчетности утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее – Приказ № 66н). Электронный формат документов приведен в приказе ФНС России от 03.09.2013 № ММВ-7-6/313@.

Организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям отчетов (п. 3 Приказа № 66н). Минфин России в ­письме от 02.10.2014 № 07-01-06/49325 напомнил, что при определении такой детализации показатели должны приводиться в отчетности обособленно, если они существенны либо без знания которых невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. В свою очередь, показатели могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о финансовых результатах общей суммой с раскрытием в пояснениях, если каждый из них в отдельности не существенен для оценки заинтересованными пользователями. Это следует из п. 11 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее – Положение № 34н).

В частности, пояснения должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в баланс и отчет о финансовых результатах. Как правило, пояснения связаны с числовыми показателями бухгалтерского баланса или отчета о финансовых результатах (письмо Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01). Статьи баланса и отчета о финансовых результатах, к которым даются пояснения, должны иметь указание на такое раскрытие (п. 28 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), ­утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, далее – ПБУ 4/99).

К сведению
СвернутьПоказать

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и ­приложений к ним (ч. 2 ст. 14 Закона № 402-ФЗ).

Дополнительная информация к отчетности

С 2013 г. пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской отчетности (письмо Минфина России от 23.05.2013 № 03-02-07/2/18285 ­направлено письмом ФНС России от 20.06.2013 № ЕД-4-3/11174@).

Тем не менее предприятия вправе представлять дополнительную информацию, если считают ее полезной для пользователей (п. 39 ПБУ 4/99, информация Минфина России № ПЗ-10/2012, письмо Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01).

Как правило, такая информация не связана с числовыми показателями бухгалтерского баланса или отчета о финансовых результатах. Чаще всего речь идет о динамике важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за несколько лет, предполагаемых капитальных и долгосрочных финансовых вложениях, политике в ­отношении заемных средств и т.д. (п. 39 ПБУ 4/99).

Отметим, что из предоставляемой дополнительной информации должно быть понятно, что она не входит в состав отчетности. Для этого в бухгалтерской отчетности не должно быть ссылок на такую информацию; из наименования информации у пользователя не должно создаться ошибочное впечатление, что она является частью бухгалтерской отчетности (информация Минфина России «Бухгалтерская отчетность ­субъектов малого предпринимательства»).

Аудиторское заключение

Если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, то наряду с экземпляром годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы статистики также представляется ­аудиторское заключение.

См. статью «Чем чревато непроведение обязательного аудита»
К сведению
СвернутьПоказать

Аудиторское заключение – это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности отчетности (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», далее – Закон № 307-ФЗ).

Перечень случаев проведения обязательного аудита прописан в ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Более подробный список случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 г. можно посмотреть на сайте Минфина России1.

Аудиторское заключение представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. На это указано в ст. 18 Закона № 402-ФЗ, а также в п. 2 и 7 Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) ­отчетности, утвержденного приказом Росстата от 31.03.2014 № 220.

Обратите внимание: законодательством не предусмотрена обязанность организаций представлять в налоговые органы аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью (письма Минфина России от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724, УФНС России по г. Москве от 31.03.2014 № 13-11/030545 и от 20.01.2014 № 16-15/003855).

Поблажки для малых предприятий

Малые предприятия вправе ограничиться балансом и отчетом о финансовых результатах (п. 85 Положения № 34н). Такие организации могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая ­упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ч. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ).

До утверждения соответствующих стандартов для составления упрощенной отчетности могут применяться формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, предусмотренные приложением № 5 к Приказу № 66н. Указанный вывод содержится в письмах Минфина России от 26.12.2014 № 07-01-06/67603 и от 19.03.2014 № 03-11-11/11952, ФНС России от 17.03.2014 № ГД-4-3/4788@ (вместе с письмом Минфина России от 27.12.2013 № 07-01-06/57795).

Отличие упрощенных форм от обычных заключается в том, что в них все показатели отражают по группам статей (приложение № 5 к Приказу № 66н). Если малое предприятие решится включать в состав годовой отчетности приложения, то оно вправе отразить в них только наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (подп. «б» п. 6 Приказа № 66н).

К сведению
СвернутьПоказать

Критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства2:

  1. доля участия, принадлежащая юридическим лицам, не превышает 25%3;
  2. средняя численность работников в предшествующий год не превышает 100 человек;
  3. выручка от реализации (по данным налогового учета) без учета НДС или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов (по данным бухгалтерского учета) за предшествующий год не превышает 400 млн руб.

Кстати, далеко не все подобные организации вправе применять упрощенную бухгалтерскую отчетность. К примеру, исключение установлено для микрофинансовых организаций, компаний, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, кредитных потребительских кооперативов и т.д. Полный список таких экономических субъектов приведен в ч. 5 ст. 6 Закона № 402-ФЗ.

К сведению
СвернутьПоказать

Подробнее с материалами об упрощенной системе бухгалтерского учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства можно ознакомиться на официальном интернет-сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерский учет и аудит – Бухгалтерский учет – Бухгалтерский учет и отчетность субъектов малого предпринимательства»4.

Дата представления и способы отправки отчетности

Не позднее 31 марта все организации должны представить годовую бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию и в территориальный орган Росстата (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ и ч. 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ).

Способы представления бухгалтерской отчетности (п. 47 ПБУ 4/99 и п. 88 Приказа 34н):

  • лично или через своего представителя (дата представления – дата фактической передачи);
  • по почте (дата представления – дата отправки почтового отправления);
  • в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (дата представления – дата отправки, указанная в подтверждении оператора связи).
К сведению
СвернутьПоказать

В бухгалтерской (финансовой) отчетности должны отражаться показатели деятельности всех подразделений организации, включая ее филиалы и представительства (в том числе выделенные на отдельные балансы). Это следует из ч. 6 ст. 13 Закона № 402-ФЗ и п. 8 ПБУ 4/99.

Ответственность

Непредставление в налоговый орган форм бухгалтерской отчетности влечет наложение штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (подп. 5 п. 1 ст. 23 и п. 1 ст. 126 НК РФ). Причем налоговые органы при определении размера штрафа руководствуются полным перечнем документов, входящих в состав отчетности конкретной организации, и определяют сумму штрафа в размере 200 руб. за каждый ­непредставленный ­документ (письмо ФНС России от 21.11.2012 № ­АС-4-2/19575@).

Также предусмотрена административная ответственность за непредставление в налоговый орган форм бухгалтерской отчетности, которая налагается на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Уплата штрафа не освобождает от обязанности представления данной бухгалтерской отчетности (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

К сведению
СвернутьПоказать

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона № 402-ФЗ организации должны хранить бухгалтерскую отчетность не менее пяти лет после отчетного года. Между тем, согласно п. 351 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, годовая бухгалтерская ­отчетность подлежит постоянному хранению.

Показатели баланса под контролем

Существуют специальные контрольные соотношения для проверки логической и арифметической взаимосвязи различных показателей отчетности с целью недопущения ошибок при ее заполнении. Учитывая, что большинство показателей бухгалтерской отчетности взаимосвязаны, заполнение отчетов требует должного профессионализма и усидчивости.

Для проверки достоверности отражения сведений в налоговой отчетности также используются контрольные соотношения. Одним из уровней проверки является междокументный контроль по внутренней информации налоговых органов, сюда входит и сверка показателей деклараций с бухгалтерской отчетностью. К примеру, декларации по налогу на прибыль сверяют с отчетом о финансовых результатах и отчетом о движении денежных средств5, аналогичные отчеты используют при сверке показателей декларации по НДС6. Знание таких контрольных соотношений позволяет фирмам избежать долгой переписки с инспекциями и ­необходимости представлять уточненные декларации для исправления ошибок.


Сноски

СвернутьПоказать
  1. Публикация от 26.01.2015 «Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 год (согласно законодательству Российской Федерации)» (http://www.minfin.ru/ru/search/?q_4 =Перечень+случаев+проведения+обязательного+аудита&source_id_4=6). Вернуться назад

  2. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) и постановление Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Вернуться назад

  3. Полный список критериев по доле участия в предприятии прописан в п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ. Вернуться назад

  4. http://www.minfin.ru/ru/perfomance/accounting/buh-otch_mp/docs. Вернуться назад

  5. Контрольные соотношения к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, установленные письмом ФНС России от 19.08.2010 № ШС-38-3/459дсп@. Вернуться назад

  6. Контрольные соотношения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, установленные письмом ФНС России от 03.07.2012 № АС-5-3/815дсп@. Вернуться назад

Полистать демо-версию печатного журнала
на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  нет голосов

Тематика:

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.