Годовую бухгалтерскую отчетность должны предоставлять практически все организации, в том числе «упрощенцы» и «вмененщики». Автор, учитывая последние изменения и разъяснения фискалов, рассказывает, на что обратить внимание при подготовке отчета в этом году. В частности, затронуты формы отчетности, а также дополнительная информация к ней, аудиторское заключение, поблажки для малого бизнеса, дата представления, способы отправки отчетности и ответственность за нарушение требований закона.
Бухгалтерам ежегодно приходится сдавать годовую бухгалтерскую отчетность. О том, что следует учесть при ее подготовке в этом году, читайте в нашей статье.
Кто вправе не подавать отчетность
Годовую бухгалтерскую отчетность должны представлять практически все организации (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее – Закон № 402-ФЗ). Причем данная обязанность касается и компаний, находящихся на «упрощенке», а также применяющих ЕНВД (письмо ФНС России от 15.04.2013 № ЕД-4-3/6829).
Тем не менее из этого правила есть исключения. Вправе не вести бухучет и, соответственно, не сдавать бухгалтерскую отчетность (ч. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ):
- индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой (письма Минфина России от 17.10.2014 № 03-11-11/52522, от 07.04.2014 № 03-11-11/15440, от 07.04.2014 № 03-11-11/15440, от 28.06.2013 № 03-11-11/24653, от 23.10.2012 № 03-11-11/324, от 27.08.2012 № 03-11-11/257, информационное сообщение Минфина России «Об изменениях в специальных налоговых режимах»);
- находящиеся на территории РФ подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, если в соответствии с российским законодательством они ведут учет доходов и расходов и иных объектов налогообложения.
Также существует еще одна категория предприятий, которые вправе не составлять баланс за 2014 г. Это организации, созданные после 30.09.2014. Указанные предприятия вправе установить период, являющийся для них первым отчетным годом (ч. 3 ст. 15 Закона № 402-ФЗ):
- с даты государственной регистрации по 31.12.2014;
- с даты государственной регистрации по 31.12.2015.
Согласно ст. 15 Закона № 402-ФЗ в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности отдельный баланс простого товарищества не содержится. Организации – участники договора простого товарищества представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке с учетом финансовых результатов, полученных по договору простого товарищества (письмо ФНС России от 30.12.2014 № ГД-4-3/27197). Раскрытие информации об участии в совместной деятельности осуществляется в пояснительной записке (п. 23 Положения по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03, утвержденного приказом Минфина России от 24.11.2003 № 105н).
Формы отчетности
Бухгалтерская отчетность состоит из следующих форм (ч. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ):
- бухгалтерский баланс;
- отчет о финансовых результатах;
- приложения (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании полученных средств).
Формы отчетности утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее – Приказ № 66н). Электронный формат документов приведен в приказе ФНС России от 03.09.2013 № ММВ-7-6/313@.
Организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям отчетов (п. 3 Приказа № 66н). Минфин России в письме от 02.10.2014 № 07-01-06/49325 напомнил, что при определении такой детализации показатели должны приводиться в отчетности обособленно, если они существенны либо без знания которых невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. В свою очередь, показатели могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о финансовых результатах общей суммой с раскрытием в пояснениях, если каждый из них в отдельности не существенен для оценки заинтересованными пользователями. Это следует из п. 11 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее – Положение № 34н).
В частности, пояснения должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в баланс и отчет о финансовых результатах. Как правило, пояснения связаны с числовыми показателями бухгалтерского баланса или отчета о финансовых результатах (письмо Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01). Статьи баланса и отчета о финансовых результатах, к которым даются пояснения, должны иметь указание на такое раскрытие (п. 28 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, далее – ПБУ 4/99).
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним (ч. 2 ст. 14 Закона № 402-ФЗ).
Дополнительная информация к отчетности
С 2013 г. пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской отчетности (письмо Минфина России от 23.05.2013 № 03-02-07/2/18285 направлено письмом ФНС России от 20.06.2013 № ЕД-4-3/11174@).
Тем не менее предприятия вправе представлять дополнительную информацию, если считают ее полезной для пользователей (п. 39 ПБУ 4/99, информация Минфина России № ПЗ-10/2012, письмо Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01).
Как правило, такая информация не связана с числовыми показателями бухгалтерского баланса или отчета о финансовых результатах. Чаще всего речь идет о динамике важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за несколько лет, предполагаемых капитальных и долгосрочных финансовых вложениях, политике в отношении заемных средств и т.д. (п. 39 ПБУ 4/99).
Отметим, что из предоставляемой дополнительной информации должно быть понятно, что она не входит в состав отчетности. Для этого в бухгалтерской отчетности не должно быть ссылок на такую информацию; из наименования информации у пользователя не должно создаться ошибочное впечатление, что она является частью бухгалтерской отчетности (информация Минфина России «Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства»).
Аудиторское заключение
Если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, то наряду с экземпляром годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы статистики также представляется аудиторское заключение.
Аудиторское заключение – это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности отчетности (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», далее – Закон № 307-ФЗ).
Перечень случаев проведения обязательного аудита прописан в ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Более подробный .
Аудиторское заключение представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. На это указано в ст. 18 Закона № 402-ФЗ, а также в п. 2 и 7 Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденного приказом Росстата от 31.03.2014 № 220.
Обратите внимание: законодательством не предусмотрена обязанность организаций представлять в налоговые органы аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью (письма Минфина России от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724, УФНС России по г. Москве от 31.03.2014 № 13-11/030545 и от 20.01.2014 № 16-15/003855).
Поблажки для малых предприятий
Малые предприятия вправе ограничиться балансом и отчетом о финансовых результатах (п. 85 Положения № 34н). Такие организации могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ч. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ).
До утверждения соответствующих стандартов для составления упрощенной отчетности могут применяться формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, предусмотренные приложением № 5 к Приказу № 66н. Указанный вывод содержится в письмах Минфина России от 26.12.2014 № 07-01-06/67603 и от 19.03.2014 № 03-11-11/11952, ФНС России от 17.03.2014 № ГД-4-3/4788@ (вместе с письмом Минфина России от 27.12.2013 № 07-01-06/57795).
Отличие упрощенных форм от обычных заключается в том, что в них все показатели отражают по группам статей (приложение № 5 к Приказу № 66н). Если малое предприятие решится включать в состав годовой отчетности приложения, то оно вправе отразить в них только наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (подп. «б» п. 6 Приказа № 66н).
Критерии отнесения предприятий к :
- доля участия, принадлежащая юридическим лицам, ;
- средняя численность работников в предшествующий год не превышает 100 человек;
- выручка от реализации (по данным налогового учета) без учета НДС или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов (по данным бухгалтерского учета) за предшествующий год не превышает 400 млн руб.
Кстати, далеко не все подобные организации вправе применять упрощенную бухгалтерскую отчетность. К примеру, исключение установлено для микрофинансовых организаций, компаний, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, кредитных потребительских кооперативов и т.д. Полный список таких экономических субъектов приведен в ч. 5 ст. 6 Закона № 402-ФЗ.
Подробнее с материалами об упрощенной системе бухгалтерского учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства можно ознакомиться на официальном интернет-сайте Минфина России .
Дата представления и способы отправки отчетности
Не позднее 31 марта все организации должны представить годовую бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию и в территориальный орган Росстата (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ и ч. 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ).
Способы представления бухгалтерской отчетности (п. 47 ПБУ 4/99 и п. 88 Приказа 34н):
- лично или через своего представителя (дата представления – дата фактической передачи);
- по почте (дата представления – дата отправки почтового отправления);
- в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (дата представления – дата отправки, указанная в подтверждении оператора связи).
В бухгалтерской (финансовой) отчетности должны отражаться показатели деятельности всех подразделений организации, включая ее филиалы и представительства (в том числе выделенные на отдельные балансы). Это следует из ч. 6 ст. 13 Закона № 402-ФЗ и п. 8 ПБУ 4/99.
Ответственность
Непредставление в налоговый орган форм бухгалтерской отчетности влечет наложение штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (подп. 5 п. 1 ст. 23 и п. 1 ст. 126 НК РФ). Причем налоговые органы при определении размера штрафа руководствуются полным перечнем документов, входящих в состав отчетности конкретной организации, и определяют сумму штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (письмо ФНС России от 21.11.2012 № АС-4-2/19575@).
Также предусмотрена административная ответственность за непредставление в налоговый орган форм бухгалтерской отчетности, которая налагается на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Уплата штрафа не освобождает от обязанности представления данной бухгалтерской отчетности (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона № 402-ФЗ организации должны хранить бухгалтерскую отчетность не менее пяти лет после отчетного года. Между тем, согласно п. 351 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, годовая бухгалтерская отчетность подлежит постоянному хранению.
Показатели баланса под контролем
Существуют специальные контрольные соотношения для проверки логической и арифметической взаимосвязи различных показателей отчетности с целью недопущения ошибок при ее заполнении. Учитывая, что большинство показателей бухгалтерской отчетности взаимосвязаны, заполнение отчетов требует должного профессионализма и усидчивости.
Для проверки достоверности отражения сведений в налоговой отчетности также используются контрольные соотношения. Одним из уровней проверки является междокументный контроль по внутренней информации налоговых органов, сюда входит и сверка показателей деклараций с бухгалтерской отчетностью. К примеру, , аналогичные отчеты используют при . Знание таких контрольных соотношений позволяет фирмам избежать долгой переписки с инспекциями и необходимости представлять уточненные декларации для исправления ошибок.