Top.Mail.Ru

Учетная политика организации в целях налогообложения на 2015 год

Обязательным документом любой организации является учетная политика целей налогообложения. Какова структура этого документа? Что в нем должно быть отражено? Можно ли включать положения «на будущее» или «на всякий случай»? Каков порядок его утверждения? Когда в учетную политику вносятся дополнения, а когда – изменения? Автор предлагает проверить, все ли изменения были учтены при составлении УП на 2015 год.

Изменения в учетную политику вносят практически все организации, и связано это, в первую очередь, с изменениями в законодательстве. Например, в прошлом году налоговое законодательство менялось более 40 раз. Однако надо четко понимать, какие изменения требуют отражения в учетной ­политике, а какие – нет. Разберемся в этом.

Обязательным документом любой организации является учетная политика, которая составляется для целей бухгалтерского и налогового учета. Сегодня ясно прослеживается тенденция на максимальное сближение отдельных положений двух учетных политик организации с целью прежде всего оптимизации механизма налогообложения и ведения бухгалтерского учета. Однако несмотря на то что в бухгалтерской и налоговой учетных политиках могут быть отражены одни и те же положения, организация должна иметь два документа – учетную политику в целях бухгалтерского учета и учетную политику в целях налогообложения.

Определение учетной политики в целях налогообложения представлено в ст. 11 НК РФ. Так, учетная политика для целей налогообложения – это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Таким образом, из самого определения вытекает вывод, что налоговая учетная политика является обязательным документом организации. Кроме того, на это указывают и многочисленные положения НК РФ, например, по НДС – п. 4 ст. 170 НК РФ, по налогу на прибыль – п. 8 ст. 254, п. 1 ст. 259 НК РФ.

Более того, учетная политика организации является обязательной и для ее обособленных подразделений.

По сути, налоговую учетную политику можно рассматривать как «охранную грамоту» организации, т.к. именно в ней закрепляются ­методы учета, которые наиболее выгодны конкретной организации.

Структура учетной политики

Какова же должна быть структура учетной политики (УП)? Каждая организация определяет структуру УП самостоятельно. В НК РФ нет закрепленных и четко установленных требований к структуре и содержанию УП. Однако очевидно, что в УП должны найти отражение выбранные организацией положения, которые на законодательном уровне предоставляют налогоплательщику право выбора тех или иных способов и методов налогового учета и либо прямо указывают на обязательность их отражения в УП, либо не содержат прямого указания на ­необходимость ­закрепления выбора в УП.

Кроме того, в УП могут быть отражены самостоятельно разработанные организацией способы и методы налогового учета, если в отношении каких-либо хозяйственных операций или объектов НК РФ они не ­установлены и такое право делегировано налогоплательщику.

В УП в целях налогообложения не отражаются порядок исчисления налогов, который нельзя изменить с помощью учетной политики, а также способ учета, который налогоплательщик обязан применять. Кроме того, финансовое ведомство (письмо Минфина России от 01.04.2013 № ­03-03-06/2/10401) не рекомендует указывать в учетной политике положения «на будущее» или «на всякий случай», т.е. те способы, методы учета и факты хозяйственной деятельности, которые не будут использоваться или применяться, т.к. в противном случае это может привести к ­искажению данных учета или невыполнению организацией своих ­обязательств.

Подобный случай может возникнуть, если в УП предусмотрено создание резервов. Но на практике создание резервов не осуществляется. Тогда, к примеру, нельзя будет учесть в текущих налоговых расходах затраты на выплату отпускных в силу того, что резерв на оплату отпусков, предусмотренный учетной политикой, не создается.

Аналогичная ситуация может возникнуть и по другим затратам. Все это приведет к искусственному увеличению доходов организации и большему налогу на прибыль. А в том случае, если в расходах такие затраты будут учтены, возможно доначисление налога со стороны контролирующих органов (т.к. расходы не будут признаны...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Жилой дом с нежилыми помещениями: услуги застройщика и НДС

На практике сложилась схема (корректность которой не является темой данной статьи), что доходом застройщика при передаче объекта долевого строительства дольщику признается стоимость его услуг, которые освобождаются от НДС (за исключением ситуации, когда передаются объекты производственного назначения). Чиновники и суд по-разному смотрят на вопрос о том, являются ли нежилые помещения в жилом доме производственными.

Соглашение об увольнении: налоги и взносы, быть или не быть

Размер пособия, выплачиваемого при увольнении по соглашению сторон, законодательно не утвержден. ТК РФ предоставляет возможность работодателю самостоятельно определить порядок его выплаты. Однако, когда вопрос жестко не регламентирован, появляется риск неблагоприятной трактовки таких выплат со стороны проверяющих (в частности, налоговых органов). Поэтому у многих работодателей возникают разнообразные вопросы: в каком размере такое выходное пособие облагается НДФЛ, как оно включается в базу по страховым взносам, учитывается ли оно при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль.

Вопросы по применению ОКВЭД2 и ОКПД2

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) введены в действие с 1 февраля 2014 г. Изначально переходный период предполагалось установить на год, но впоследствии срок неоднократно сдвигался, и окончательное завершение переходного периода растянулось до 1 января 2017 г. За это время в оба классификатора было внесено множество изменений, касающихся классификационных группировок. Изучим разъяснения чиновников по их применению.

Переплата по налогу: как вернуть?

Причины, в результате которых организация переплатила налог, могут быть разными. Как правило, переплата образуется вследствие ошибки в расчете налога, которую бухгалтер обнаружил уже после подачи декларации. В этом случае, чтобы зафиксировать факт переплаты, требуется подать уточненную декларацию, которая, обратите внимание, сначала подвергнется камеральной проверке. Причем проверка будет проведена самым тщательнейшим образом, ведь в уточненке будет указана сумма налога, меньшая по сравнению с суммой, которая была указана в первичной декларации. Расскажем, на что обратить внимание в подобных ситуациях.

Справка о зарплате для центра занятости

Бывший сотрудник может обратиться в бухгалтерию с просьбой составить ему справку о средней заработной плате для представления в службу занятости. Какую форму справки следует использовать? Какие выплаты работнику и за какой период следует учитывать в данном случае? Автор на практическом примере рассматривает тонкости расчета среднего заработка, на основе которого центры занятости определяют размер пособия по безработице, а также стипендий, выплачиваемых уволенным из организаций лицам в период профессиональной ­подготовки, ­переподготовки и повышения квалификации.

Компенсация коммунальных расходов: позиция Минфина

На практике у компаний, заключивших договор аренды, постоянно возникает вопрос о порядке выплаты, а также налогового и бухгалтерского учета коммунальных платежей. Причем вопрос стоит остро как у арендодателя, так и у арендатора в налоговом и бухгалтерском учете. А если учесть, что Министерство финансов никогда не относилось к данной проблеме однозначно, то запутаться можно довольно легко. Автор анализирует рекомендации Минфина, отмечая спорные моменты в позиции финансистов. Рассмотрен вопрос по включению в состав расходов, учитываемых в целях исчисления прибыли, затрат по оплате коммунальных платежей. Более того, автор не только раскрывает способы, которые используют на практике бухгалтеры при решении этой проблемы, но и дает свои рекомендации для минимизации потерь.

Служебное жилье: налоговые проблемы и их решение

Тема служебного жилья в настоящее время приобретает определенную актуальность, так как крупные государственные и коммерческие структуры перемещают работников определенных должностных категорий в регионах. Однако этот вопрос требует проработки в части налогообложения налогом на прибыль и НДФЛ.

Варианты передачи имущества, находящегося в собственности фирмы, другому лицу

Организация может передать имущество другой организации несколькими способами. В некоторых случаях это вынужденная мера (как, например, в случае реорганизации), в других – добровольная (договор купли-продажи или внесение имущества в уставный капитал). Подробно проанализированы перечисленные способы. В случае с реорганизацией рассказано, как оценить передаваемое имущество для целей бухгалтерского учета, каков порядок налогообложения и бухгалтерского учета у реорганизуемой организации и правопреемника. Описан порядок учета у учредителя (передающей стороны) и вновь созданной организации (принимающей стороны) в случае внесения взноса в уставный капитал. И, наконец, рассмотрен порядок передачи имущества по договору купли-продажи с налоговым и бухгалтерским учетом у продавца и покупателя. Кроме того, в двух последних случаях приводится не только порядок учета передачи здания, но и участка земли, на котором оно находится.