Российская экономика переживает непростые времена. Спрос на товары (работы, услуги) падает, и, чтобы выжить, коммерсантам приходится предпринимать активные действия. Какие из них будут эффективны в условиях падающего рынка? Чего категорически нельзя делать в кризис? Эти и другие вопросы мы решили задать бизнес-эксперту по построению системы продаж, автору книг, владельцу и генеральному директору компании «Капитал-Консалтинг» Константину Бакшту.
Интервью
Константин Александрович Бакшт – собственник и генеральный директор российского межрегионального холдинга «Капитал-Консалтинг».
Константин Александрович Бакшт – собственник и генеральный директор российского межрегионального холдинга «Капитал-Консалтинг». Имеет двадцатидвухлетний опыт личных продаж, восемнадцатилетний опыт управления и ведения собственного бизнеса: телекоммуникационные компании (Интернет, IP-телефония), недвижимость, ценные бумаги, СМИ, компьютерные салоны и интернет-центры, сеть салонов сотовой связи и другие. Также в его багаже двенадцатилетний опыт бизнес-консультанта и бизнес-тренера. Его специализация – построение системы бизнеса и корпоративных продаж «под ключ» (более 300 реализованных проектов в Москве и других регионах России и СНГ). Проживает в Москве, постоянно находится в разъездах по Европе, России, СНГ и другим странам. Увлечения – история человечества, культура и классическая проза Китая и Японии.
Является автором деловых бестселлеров «Построение отдела продаж: с «нуля» до максимальных результатов», «Боевые команды продаж», «Как загубить собственный бизнес: вредные советы российским предпринимателям» и др.
В 2012 году получил диплом Национальной Деловой Премии «Капитаны Российского Бизнеса» в Специальной номинации как лучший бизнес-тренер.
– В России наступил кризис. Причем, по некоторым оценкам, гораздо более тяжелый, чем в 2008 году. Бизнес призывают учиться жить в новых экономических условиях. Но как это сделать, остается загадкой. По окончании интервью хотелось бы все-таки понять, какие конкретные шаги должен предпринять бизнес для того, чтобы пережить кризис?
– Прежде всего хочу сказать, что ничего нового у нас не происходит. И никаких новых экономических условий сейчас нет. Многие читатели наверняка помнят кризисы и 1998-1999, и 2008-2009 годов. Комбинация причин, породивших те и этот кризис, может быть новая, но в России к экономическим сложностям нужно быть готовым всегда. Поэтому я уверен, что и этот кризис большинство бизнесменов сумеет пережить.
– На чем основана такая уверенность?
– Возможно, у кого-то из читателей есть свой опыт прохождения кризисов. Я же расскажу о своем. Уверенность моя, как собственника бизнеса, основывается на трех вещах.
Первая. Мой нынешний бизнес достаточно успешно, даже с развитием, пережил 2008-2009 год. Мы потеряли часть контрактов, но сумели их восполнить. И в конце 2008 года за счет компании я вывез практически всех сотрудников, у которых были загранпаспорта, на недельку во Францию на католическое Рождество за перевыполнение плана продаж.
Не скажу, что все тогда было легко. Но нам удалось удержаться и даже развиться за счет быстрого и жесткого маневра. Многие рассчитывали тогда на рекламу, маркетинг, входящий поток клиентов. Но, к сожалению, именно в кризисные моменты они резко теряют свое значение. Поэтому некоторые другие лидирующие консалтинговые компании в 2-3 раза сократили обороты и потеряли до 70% сотрудников. Входящий поток просто отсутствовал. А еще многие получали деньги из бюджетов разных больших компаний, в частности, на бизнес-обучение. Но все эти бюджеты сократились еще до конца 2008 года. То же самое происходит и сейчас.
Нам же удалось неплохо продержаться за счет нескольких отделов активных продаж, которые, слава Богу, у меня имелись. А ведь многие привыкли, что к ним клиенты стоят в очередь. Нельзя рассчитывать, что эти очереди будут вечными. Нужно всегда быть готовым к форс-мажорам. Страховка – это такая вещь, которую вы никогда не можете купить, когда она вам будет нужна. Вы можете ее приобрести только заранее.
Вторая вещь, на которой базируется моя уверенность в завтрашнем дне, – это пассивный доход. Если вы работали и зарабатывали деньги много лет, то, скорее всего, часть денег куда-то инвестировали. Если у вас несколько квартир, несколько объектов коммерческой недвижимости, сдаваемых в аренду, что-нибудь есть за рубежом, то голодать вам в любом случае не придется. Кстати, профессиональные инвесторы просто ждут того момента, когда будут исключительно выгодные возможности для инвестирования. Я думаю, в ближайшее время он наступит. Поэтому сохраняйте деньги. Скоро возможностей будут значительно больше. Я, например, с огромным сожалением думаю о тех объектах, которые покупал в августе-сентябре 2008 года. Зачем я потратил деньги тогда, а не позже, допустим, в начале 2009 года?.. Делайте выводы.
И третье. Я заранее подготовил для своего бизнеса достаточно ощутимый запас прочности – финансовую подушку безопасности. Не исключено, что бизнес в какой-то момент может войти в операционные убытки. Но у меня есть чем эти убытки покрывать многие месяцы. Безусловно, у меня все это было неплохо подготовлено и к 2008 году. Но сейчас я готов лучше, чем тогда, потому что я делаю выводы из прошлого опыта, заранее все обдумывая.
Итак, если вы подготовили финансовую подушку безопасности, приобрели имущество, приносящее пассивный доход, и имеете опыт успешного прохождения предыдущих кризисов, то волноваться вам уже не о чем. Ситуация открывает только возможности.
– Что на самом деле сейчас происходит в экономике? Какие проблемы наиболее опасны для бизнеса?
– О растущем долларе и евро сейчас говорят все. Для кого-то девальвация – это плохо, но для кого-то – очень хорошо. Помните, в 1998 году доллар за короткий срок вырос в четыре раза? Многие...