• Журнал «Делопроизводство и документооборот на предприятии» апрель 2015
  • Рубрика Права и обязанности

Что изменилось в нормативном регулировании отрасли в 2014 году и планы на будущее

В 2014 году существенно изменилась нормативная база. Нам важно понимать, «куда ветер дует», чтобы грамотно выстраивать свою профессиональную ­стратегию.
Вы узнаете о фундаментальных подвижках в сфере IT, вызванных обострением отношений с западными партнерами, а также в сфере межгосударственного документо­оборота, вызванных сближением стран в рамках Евразийского экономического союза. Обозначены ключевые моменты в развитии электронного ­нотариата, судопроизводства и исполнительного производства.
А во второй части статьи в следующем номере мы рассмотрим скромные изменения архивного законодательства, ситуацию с созданием государственных электронных архивов и ­состояние методического обеспечения нашей отрасли.



2014 год привнес много нового и интересного в область управления информацией и документацией. Поскольку делопроизводство и архивное дело являются составной частью любой системы управления, на них серь­езное влияние оказал ряд глобальных факторов, ­ключевыми из ­которых были:

  • обострение международной ситуации и введение экономических санкций против России;
  • формирование Евразийского экономического союза и организация межгосударственного документооборота среди стран-участниц;
  • реализация проектов «открытого правительства» и «открытых данных».

«Если ты не занимаешься политикой, она займется тобой»

Усиление внешних военных, политических и экономических угроз неизбежно напрямую затрагивает вопросы управления информацией и документацией. Одной из самых серьезных, с моей точки зрения, является угроза прекращения продажи лицензий и технического обслуживания программного обеспечения и оборудования, а также лишения России доступа к ключевым международным информационным системам. Учитывая, что импортное программное обеспечение установлено практически во всех компьютерах, применяемых в деловой деятельности и государственном управлении, приходится всерьез задуматься об импортозамещении, что создает благоприятные условия для отечественных разработчиков.

Усиление международной напряженности и рост недоверия друг к другу даже среди союзников по военно-политическим блокам резко усложнило наметившееся бурное распространение облачных технологий. События 2014 года наглядно показали, что для обеспечения национальной безопасности ключевые информационные ресурсы страны должны находиться под ее полным контролем и поддерживающие их технические средства должны располагаться на национальной территории. ­Соответствующие ­требования были включены в законы «информационного блока».

Следствием увеличения рисков отключений, сбоев и умышленных атак на государственные информационные системы и промышленные объекты стало повышенное внимание к вопросам защиты как самих этих систем, давно уже превратившихся в один из важных инструментов системы управления, так и хранимой в них информации. Федеральный закон от 31.12.2014 № 531-ФЗ «О внесении изменений...» не только уточнил, где именно должны размещаться информационные системы российских государственных органов и организаций, но и установил административные наказания за нарушение этих требований. Закон вступает в силу 01.07.2015, и у владельцев информационных систем остаются считанные месяцы на то, чтобы ­перенести их на территорию Российской Федерации.

Фрагмент документа
СвернутьПоказать
Статья 13 «Информационные системы» Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» была дополнена частями 2.1 и 7:

2.1. Технические средства информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями или государственными и муниципальными учреждениями, должны размещаться на территории Российской Федерации.

...7. Порядок осуществления контроля за соблюдением требований, предусмотренных частью 2.1 настоящей статьи и частью 6 статьи 14 настоящего ­Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Если раньше в статье 14 «Государственные информационные системы» этого закона было закреплено, что Правительство РФ вправе устанавливать требования к порядку создания и ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем, то теперь Правительство будет утверждать требования ко всему жизненному циклу ­государственных информационных систем, включая хранение баз данных.

Для тех органов и организаций, которые «забудут» выполнить эти требования, в КоАП РФ добавлена новая статья 13.27.1 со штрафами до 5 000 ­руб­лей для должностных лиц и до 50 000 рублей для юридических лиц:

Фрагмент документа
СвернутьПоказать
Статья 13.27.1 «Нарушение требования о размещении на территории Российской Федерации технических средств информационных систем» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Нарушение требования, предъявляемого к размещению на территории Российской Федерации технических средств информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями или государственными и ­муниципальными учреждениями, –

– влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей.

Контролировать исполнение требований законодательства и рассматривать дела об административных правонарушениях будет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.